Идут новые бренды

С начала года российские и зарубежные ретейлеры вывели на потребительский рынок Петербурга 26 новых брендов, что на 30% больше, чем год назад.

По данным Colliers International, за 9 месяцев 2017 года в Петербург вышли 26 новых зарубежных и российских потребительских брендов. Это на 30% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, тогда на рынок вышло всего 19 новых операторов. В статистику не включены несетевые кафе и рестораны, которые всегда занимают самую значительную долю открытий. Среди новичков этого года в Петербурге — такие игроки, как английская сеть одежды Barbour, американская Converse, немецкая BML, финский бренд пуховиков Joutsen и др. Кроме того, на рынок вернулись закрытые в 2015 году сеть бургерных BB & Burgers и итальянский бренд одежды Terranova, а также в декабре откроется новый, более компактный формат DIY–сети "Максидом".

Одежда и продукты

По словам директора департамента исследований Colliers International Вероники Лежневой, наибольший приток брендов в этом году (65%) пришелся на сегмент fashion. В нем среди ключевых открытий — Brooks Brothers, легендарный fashion–бренд американских президентов, открывшийся на Большом пр. Петроградской стороны, Lee — первый в Петербурге монобрендовый магазин, открывшийся в ТРК "Питер Радуга", а также два fashion–бренда от "Кашемир и шелк" — Peserico и Brunello Cucinelli на Большой Конюшенной ул. и наб. канала Грибоедова.
Среди новичков рынка этого года также продуктовые супермаркеты высокого ценового сегмента. Это мини–маркеты AB Daily от сети "Азбука вкуса", продуктовый магазин "Кошер Гурме", специализирующийся на продуктах высокого качества, соответствующих правилам кашрута. Также в этом году в Петербурге открылся магазин восточных сладостей Bateel (ОАЭ) и два магазина японской сети супермаркетов Nippon.
В этом году в Петербурге в универмаге Au Pont Rouge открыла свой первый магазин московская сеть товаров для дома DesignBoom, работающая на рынке более 9 лет. По словам партнера сети DesignBoom Александры Хлопушиной, инвестиции в открытие DesignBoom площадью 200 м2 составили 3 млн рублей, средний чек — 5–7 тыс. рублей.

Разные стратегии

Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак–Клейманс отмечает, что у ретейлеров, работающих в России, по итогам посткризисных 2015–2017 годов можно наблюдать две противоположные стратегии. Одни ретейлеры вводят в ассортимент дешевые товары — так называемые KVI (KVI — key value indicator, товары, по которым большинство покупателей составляют представление о ценах в розничной точке), понижая на них цены до 30%. Другие, наоборот, следуют за инфляцией и повышают цены на 10–15%. "Кризис 2014 года показал, что "дно" все–таки существует, — говорит Анна Лебсак–Клейманс, — и российский покупатель стал совсем другим, научился отказываться от импульсивных покупок, ждать акций и распродаж". По оценке Fashion Consulting Group, в 2017 году число покупателей, которые "гонятся" за скидками и акциями, увеличилось на 10%, и на данный момент такие потребители составляют уже 36% населения России.
На период 2014–2015 годов в России пришелся значительный отток продавцов мировых брендов одежды и обуви из Петербурга, среди которых New Look, River Island, Esprit и др. Однако в последние пару лет рынок стал понемногу оживать, начали приходить такие международные гиганты, как Vicotria’s Secret, Armani Exchange и др.
По словам руководителя отдела торговых центров департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгении Хакбердиевой, выход международных брендов в Россию напрямую зависит от экономико–политических отношений России с Европой и США.
"У европейских компаний сохраняется умеренно–сдержанный интерес к нашей стране, что выражается в очень аккуратном и детальном изучении рынка перед тем, как принять окончательное решение о развитии на российском рынке", — говорит Евгения Хакбердиева.
"Рынок выходит из периода стагнации, однако его значительного прироста не предвидится", — считают в Euromonitor International и прогнозируют в 2017 году 6%–ный прирост розничного рынка одежды и обуви в денежном выражении.
По оптимистичному прогнозу Fashion Consulting Group, рост fashion–рынка в 2017 году может составить до 9% в рублях и 11,5% в долларах. Но такой сценарий может быть реализован в случае дальнейшего улучшения макроэкономической и политической ситуаций и дальнейшего укрепления курса рубля, поясняли ранее в компании.
Пессимистичный прогноз предусматривает по итогам года рост до 5% в рублях и 4,8% в долларах в случае продолжения медленных темпов развития экономики и стабилизации цен на нефть, а также новой волны экономических санкций против России.