Отель на Невском никогда не останется без внимания

С 1875 года и по сей день "Гранд Отель Европа" является неотъемлемой частью Невского пр. Будучи современным предприятием гостиничной индустрии, он сохраняет в своих стенах историю и дух Санкт–Петербурга. О том, какое значение имеет Невский пр. в жизни "Гранд Отеля Европа", о сочетании старого и нового и необходимости во всем находить баланс рассказывает управляющая отелем Юлия Пашковская.

Какое значение имеет для отеля то, что он находится на Невском пр.?

— "Гранд Отель Европа" находится в самой лучшей части Невского. От Адмиралтейства до Аничкова моста — именно эта часть главного проспекта Санкт–Петербурга считалась самой красивой, модной, посещаемой. Мы находимся в самом центре "золотого треугольника", который ограничен Дворцовой наб., Невским пр. и Фонтанкой. Здесь всегда была самая дорогая недвижимость, самые роскошные дворцы, самые живописные маршруты. Помимо того что отель находится в историческом, культурном центре, здесь с давних пор и по сей день кипит жизнь, открыты модные рестораны, магазины, банки.
Кафе "Мезонин" — одно из самых популярных мест города, где встречается деловая и светская публика, в отеле проводится множество мероприятий. Так что без ложной скромности можно сказать, что это самое центральное место в городе.

Как исторически сформировался облик и внутренняя суть "Гранд Отеля Европа"?

— Хотя официальной датой открытия "Гранд Отеля Европа" считается 1875 год, гостиница на этом месте была в том или ином виде под разными названиями с начала XIX века. Еще Екатерина II издала указ, что в Петербурге должны строиться отели, дабы размещать там иностранных специалистов, приезжающих на работу в столицу. Сначала, как и большинство отелей, это были номера над рестораном. Отель развивался вместе с городом, вместе с Невским пр.
И, наконец, в 1875 году было достроено здание, спроектированное архитектором Фонтана, и отель открылся в привычном для нас облике. Это было событие колоссального значения для города. Громаднейшее по меркам того времени предприятие Hotel d’Europe — 260 нумеров с кондитерским и коптильным производством, производство фруктовых вод, магазин, выездные экипажи, прачечная, парикмахерская и портновская мастерская. В общем, отель "Европа" стал первым из гостиничных предприятий такого масштаба не только в России, но и в Европе, построенных с истинно русским размахом. В "Петербургских ведомостях" была опубликована заметка: "Стоимость номеров — от 1 до 30 рублей серебром, умеренные цены на еду и возможность принять душ в любое время суток". С тех пор суть гостиничного бизнеса не очень изменилась: отель должен предоставлять кров, еду и комфортное времяпрепровождение для постояльцев.
История нашей страны не могла не отразиться и на судьбе отеля. После революции в "Гранд Отеле" размещались и квартиры партийных деятелей, и школа для беспризорников в бальном зале "Крыша". Во время Великой Отечественной войны с 1941 до 1943 года в отеле размещался госпиталь. Отель пережил все, что пережил город, и выжил вместе со всеми. При этом отель никогда не был просто местом, где останавливаются туристы, — отель "Европа" обладает удивительной энергетикой, неповторимой атмосферой, формируя "память места".

История накладывает свои обязательства, но, чтобы работать, отель должен быть конкурентоспособным. Как достичь этого баланса?

— Сохранить историческое наследие и найти гармонию между прошлым отеля, его настоящим и, что самое важное, будущим — это непростая задача. Отель не может оставаться музеем, не может существовать вне современной жизни города, страны, мира.

Что нового появилось в отеле за последнее время?

— Мы любим масштабные проекты. Например, у нас есть бельэтаж — это исторический этаж, на котором мы решили сделать именные люксы — чтобы концепция каждого номера отражала его название, а сами имена были связаны с отелем, с городом, с Невским пр. Так у нас появились люксы "Фаберже", "Романов", "Достоевский", "Лидваль", "Мариинский", "Росси", "Паваротти". Затем после совместного проекта с Русским музеем — экскурсии "Шаг к Малевичу" — было принято решение сделать крыло, посвященное русскому авангарду, и сейчас у нас есть номера, посвященные мастерам той эпохи. У наших постоянных гостей сформировались свои предпочтения, и они заранее бронируют номера, оформленные в том или ином стиле.
Еще один пример концептуального подхода — ресторан AZIA. Для оформления была выбрана японская дизайн–компания, которая создала ресторан в подлинном японском стиле, а не стилизацию "а–ля". И сейчас критики считают, что это идеальная ресторанная концепция для паназиатской кухни в городе.
Прекрасное сочетание старого и нового — бальный зал "Крыша". Сам зал — памятник архитектуры, и там проходила настоящая дворцовая реставрация. В то время как примыкающие помещения — для коктейлей, небольших конференций — выполнены современными дизайнерами и отвечают последним трендам оформления деловых мероприятий и переговоров. Таков Петербург и таковы требования места, где мы находимся.

Сказалась ли как–то на отеле экономическая ситуация последних лет?

— Однозначно. Я считаю, что периодически кризисы нужны. Это возможность начать все заново, но только мудрее. Так, из–за разницы в курсе валют отель стал более привлекателен для иностранных гостей. Мы открываем для себя и города новые рынки: стало больше туристов из Азии, Латинской Америки, приезжает больше москвичей.
Безусловно, стабильность и традиции позволяют сохранить бизнес, потому у отелей с таким великим прошлым и таким ярким настоящим всегда есть будущее.

Вы готовитесь как–то к чемпионату мира по футболу — 2018?

— Мы очень верим, что на чемпионат приедет много гостей, футбольных фанатов, и, безусловно, он еще раз подчеркнет привлекательность Санкт–Петербурга как туристического направления. Мы, со своей стороны, готовим к реставрации 114 номеров, которые предложим гостям к сезону 2018 года.

Как вообще события международного масштаба влияют на жизнь отеля?

— Мы интегрированы в жизнь города, у нас останавливаются участники всех крупных мероприятий городского и международного масштаба: Петербургского международного экономического форума, юридического форума, культурного и т. п. Именно гости таких мероприятий становятся послами города, послами отеля. После любого крупного события идет волна пост–пиара. Идеальным примером можно назвать празднование 300–летия города — одно из первых крупных событий, происходивших в Петербурге с грандиозным размахом. Тогда о Северной столице заговорил весь мир, и мода на Петербург сохранялась достаточно долго. Есть мода на вещи и стили, есть мода и на путешествия. И это прекрасно, когда город становится модным. Сейчас, например, весь мир с огромным энтузиазмом интересуется 100–летием Октябрьской революции, проходит много выставок, театральных постановок, снимаются кинокартины, посвященные этому событию.

Как вы оцениваете ситуацию на рынке пятизвездочных отелей в городе? Нет ли перенасыщения рынка?

— Даже пятизвездочные отели все очень разные и рассчитаны на разные сегменты гостей: одни ориентируются на большие туристические группы, другие — на деловых индивидуальных путешественников. Очень важно для отеля выделить свою нишу на рынке.
Всем отельерам знаком пример Праги, когда предложение настолько превысило спрос, что цены отелей класса премиум опустились до 40–50 евро за ночь. С другой стороны, не стоит забывать, что у нас очень велика сезонность: туристы приезжают с апреля по сентябрь, а зимой нам остается уповать на бизнес–клиентов, которых в Петербурге все же не так много, как в Москве. Столица, наоборот, страдает от недозагрузки летом и в выходные. Наш пиковый период собирает не только туристов, но и деловые мероприятия — всем же хочется совместить полезное с приятным. И поэтому все знаковые форумы у нас проходят не просто с апреля по сентябрь, а с середины мая до середины июня, что совпадает с периодом белых ночей. А в низкий сезон зачастую пятизвездочным отелям приходится конкурировать с четырехзвездочными.

Ваш отель является частью международной компании Belmond. Что это вам дает и как при этом "Гранд Отелю Европа" удается сохранять свою индивидуальность?

— Всемирная коллекция из 49 легендарных отелей, поездов и речных круизов обеспечивает захватывающие путешествия к самым интересным достопримечательностям мира. Каждый отель нашей сети является флагманом в своем регионе — будь то отель Cipriani в Венеции, Reid's Palace на Мадейре, Copacabana Palace в Рио или "Гранд Отель Европа" в Петербурге. Каждый отель, поезд и круиз имеет возможность продемонстрировать свою индивидуальность. Компания Belmond предоставляет нам огромные ресурсы: по всему миру есть сеть pr–агентств и представительств компании, которые занимаются продвижением всех отелей коллекции, таким образом предоставляя выход на многомиллионную аудиторию. Это преимущество любой сети международных отелей.

Каким вы видите будущее "Гранд Отеля Европа"?

— Когда случаются непростые моменты в работе, я всегда думаю, что "Гранд Отелю Европа" 140 лет. То есть наши действия здесь, в этом отеле, настолько малы по сравнению с его историей — это всего лишь маленький эпизод в жизни отеля. Он еще 140 лет будет стоять и радовать своих гостей. Такой огромный организм, механизм, как "Гранд Отель Европа", который находится в лучшем месте Невского пр., является неотъемлемой частью ансамбля пл. Искусств, занимает целый квартал в самом центре города — такой отель никогда не останется без внимания. Его никогда не закроют. Он всегда будет в городе — и на Невском пр.