Будни банкира — это промежутки между кризисами

Старший вице–президент — управляющий Санкт–Петербургским филиалом ПАО "Промсвязьбанк" Татьяна Крылова рассказала в интервью "Деловому Петербургу", как банку удается справляться с негативным информационным фоном, что выпускает "Продуктовая фабрика" ПСБ и почему банкиров не оставляет равнодушным творчество Пушкина.

Как влияют на работу банка сообщения, которые распространяются в СМИ?

— В течение последних месяцев был очень сильный негативный информационный фон. Его ощущали абсолютно все: и банки, и бизнес, и частные клиенты. За это время вышло большое число статей о Промсвязьбанке негативного характера. По сути, они копируют одни и те же сообщения, основанные на неподтвержденных данных, домыслах, слухах, и зачастую выглядят нелепыми. Так, мы недавно прочитали, что банк закрыл восемь офисов в Санкт–Петербурге. Представляете?! Могу вас заверить, что все 20 отделений петербургского филиала работают в нормальном режиме.

Это такой способ конкурировать во время кризиса?

— Конкурировать нужно за счет улучшения сервиса, качества обслуживания, применения инновационных технологических и управленческих решений. Важна репутация, рейтинги, реальные показатели, которые подтверждаются Центральным банком и ведущими рейтинговыми агентствами. Статьи же псевдоаналитиков основаны не на фактах, не на цифрах, а на досужих вымыслах.
Есть такая фраза, что будни — это промежутки между праздниками. Так вот, будни банкира — это промежутки между кризисами. В прошлом году исполнилось 25 лет, как я пришла работать в еще только зарождавшуюся банковскую систему страны. За это время я прошла весь путь от рядового специалиста до заместителя председателя правления Балтийского банка, потом перешла на пост зампредправления Промстройбанка, и вот уже 16 лет возглавляю Санкт–Петербургский филиал Промсвязьбанка. Если вспомнить все годы моей работы, то редкий из них обходился без кризиса. Сначала был "черный вторник", потом кризис банковского доверия в 1995 году, дефолт 1998 года, кризисы 2004, 2008 годов и нынешняя непростая ситуация, которую, как мне кажется, кто–то решил использовать в своих интересах. Я полагала, что подобные приемы остались в далеком прошлом.

Сказалось ли это как–то на деятельности банка? Как вы намерены действовать дальше?

— Это время стало для нас серьезным испытанием, но мы к нему были готовы. Поскольку Промсвязьбанк всегда придерживался консервативного подхода к соблюдению нормативов Центрального банка, нами сформирован серьезный буфер ликвидности, который сейчас поддерживается на уровне 250 млрд рублей.
Конечно, вся эта ситуация отнимает у нас много времени и сил, но банк продолжает жить своей жизнью, заниматься своим делом. Как говорится, собаки лают — караван идет. Мы держим руку на пульсе и постоянно общаемся с клиентами в режиме живого диалога, чтобы развеять их опасения, обсудить насущные вопросы. Мы проводим различные клиентские мероприятия, участвуем в круглых столах, конференциях. Как раз на прошлой неделе прошел бизнес–завтрак с нашими партнерами, в котором принял участие председатель правления Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев. Встреча была посвящена поддержке и развитию бизнеса клиентов, при этом упор был сделан на экспортно–импортные операции и международное финансирование, где мы традиционно имеем сильные позиции.
Но банкиры не только работают — для нас важна атмосфера в коллективе, тем более что он молодой и энергичный. Мы даем коллегам возможность проявить свой талант и в спорте, и в творчестве. Многие в Петербурге знают про наши новогодние вечера для клиентов и партнеров. Каждый год мы ставим спектакли, в которых задействованы сотрудники филиала. Представьте, театральная труппа сейчас — это почти 100 человек! В этот раз праздник будет посвящен Александру Сергеевичу Пушкину и носит рабочее название "Ай да Пушкин, ай да…". Мы думали об этом с первого спектакля, но только после 16 лет поисков мы наконец почувствовали в себе готовность прикоснуться к творчеству великого русского поэта.

Как рынок отреагировал на санацию ряда крупных банков?

— Напряженность, конечно, ощущается, хотя новая форма санации, которую применил ЦБ, была оценена позитивно. Реальных финансовых потерь клиенты банков не понесли, все деньги сохранились, бизнес может работать. Это успокоило рынок и даже позволило, как нам кажется, избежать социального напряжения.

Что сейчас из себя представляет Промсвязьбанк в масштабах города и страны в целом? На что ориентирован ваш бизнес?

— Это системно значимый банк, входящий в тройку крупнейших частных банков России со стабильным финансовым результатом, технологический лидер в ключевых бизнес–сегментах. Самая большая ценность Промсвязьбанка — широкая лояльная клиентская база. Нашими клиентами являются 14 тыс. крупных компаний, 260 тыс. малых и средних юридических лиц и более 3 млн физических лиц. ПСБ представлен в 56 городах страны от Калининграда до Владивостока, имеет филиал на Кипре и представительства в Швейцарии и Китае. В сентябре международное рейтинговое агентство S&P подтвердило рейтинги банка на уровне "BB–", агентство Moody’s — на уровне Ba3. Также у нас высокий рейтинг "Эксперта РА", позволяющий размещать государственные средства.
Особенность нашей работы заключается в том, что мы с самого начала глубоко вникаем в бизнес клиента, помогая ему минимизировать возможные будущие риски. Наши компетенции и продуктовая линейка позволяют это делать в полной мере. Мы не конкурируем с госбанками по стоимости кредитных ресурсов. Наша задача — дать комплексное решение клиентам для их бизнеса. Именно поэтому мы лидеры в факторинге и международном бизнесе. Сложноструктурируемые сделки, с которыми надо серьезно работать, — наш конек. Не случайно ПСБ 2 года подряд признается лучшим банком в кеш–менеджменте по версии авторитетного журнала Euromoney. ПСБ — это банк первого выбора по транзакционному бизнесу в России, по версии "Эксперта РА". Это оценка бизнес–сообщества, которая дорогого стоит и ее не купить ни за какие деньги. Понятно, что наших клиентов тяжело переманить стандартными способами, поэтому и используются средства вроде информационных вбросов и распространения слухов, призванных посеять панику и страх.

В Петербурге ваши позиции так же сильны, как в целом по стране?

— Наш филиал в Петербурге начинался в 2001 году с 11 человек, сейчас это серьезное финансовое учреждение, где работает более 600 профессионалов. Филиал прибыльный, и прибыльный уже много лет. Он обслуживает 200 тыс. частных клиентов, 16 тыс. юридических лиц, более 100 тыс. человек получают заработную плату на наши карты.
Одна из главных составляющих успеха — это команда, которую мы развиваем, растим, наполняем компетенцией. У сотрудников банка есть реальная, а не мифическая возможность карьерного роста. И не только внутри компании, но и в других организациях. "Выпускники" петербургского филиала сейчас возглавляют многие финансовые организации города. Так, из нашего филиала вышел заместитель председателя правления банка "СИАБ" Сергей Королев, руководитель Евразийского банка развития в Петербурге Александр Волков и управляющий Санкт–Петербургским филиалом банка ВТБ24 Михаил Иоффе. Мы гордимся своими коллегами.

Какие направления работы вы могли бы выделить?

— Основа развития экономики сегодня — это предпринимательство, малый и средний бизнес. Мы в Промсвязьбанке это прекрасно осознаем, и работа с сегментом МСБ — одно из стратегических направлений нашей деятельности. Мы активно кредитуем бизнес, в том числе с использованием инструментов государственной поддержки корпорации "МСП" и Фонда поддержки малого и среднего бизнеса в Петербурге.
Слабая доступность кредитования — одна из главных трудностей в работе предпринимателей, поэтому это направление работы очень важно. Мы регулярно выпускаем продукты для сегмента МСБ как в области финансирования, так и в области РКО. В Промсвязьбанке есть своя "Продуктовая фабрика", которая производит то, что реально нужно клиентам, порой даже предвосхищая их ожидания. Актуальные новинки выходят не реже чем раз в месяц.

А при работе с розничными клиентами что, по–вашему, сейчас главное?

— Безусловно, технологии. Поэтому мы, во–первых, развиваем цифровые каналы, с помощью которых общаемся с клиентом. Это, в частности, наш интернет–банк, который в прошлом году был признан аналитическим агентством Markswebb лучшим в стране. Второе направление — это цифровые продукты. Мы принимаем решение по кредиту в среднем менее чем за 5 минут при обращении клиента через интернет–банк. Можно разместить депозит, находясь в глухом лесу, где до ближайшего офиса банка 500 км. Главное, чтобы там был доступ к Интернету. В результате более 50% депозитов открывается с использованием интернет–каналов продаж, более 50% наших клиентов берут кредиты через интернет–банк, и около 30% кредитов получается в экспресс–режиме.
Третье направление — это работа с клиентами с помощью обработки "больших данных". Раньше банки предлагали клиентам одинаковые продукты, не думая, нужен он конкретному человеку или нет. Сейчас мы изучаем клиентов и на основе полученных данных делаем конкретное предложение. Это, конечно, можно сделать только с использованием современных технологий сбора и обработки Big data. В результате реклама становится таргетированной и уже не раздражает клиента.

Ипотечный бум вас коснулся?

— Ипотека — это социально значимый продукт. Если покупают квартиры, то развивается строительство, работает производство — это очень большой сегмент экономики. На определенном этапе государство субсидировало ипотечные ставки, но после отмены программы господдержки мы не заметили снижения объемов выдачи ипотеки. Более того, за 9 месяцев 2017 года мы выдали на 78% больше кредитов по объему, чем за тот же период в прошлом году. Мы запустили много новых программ: с нулевым первоначальным взносом для клиентов, не имеющих сбережений, но готовых оплачивать ипотеку, запустили кредитование апартаментов, программу рефинансирования.

Как вы думаете, когда ситуация на банковском рынке стабилизируется?

— Она уже стабилизируется, особенно если бы не было искусственного раскачивания лодки. Для поступательного развития экономики страны необходима конкуренция, сильная финансовая система, состоящая из государственных банков, коммерческих банков федерального масштаба и региональных игроков. От этого выиграет и государство, и бизнес, и граждане. Работы хватит на всех!

Биография

Татьяна" Крылова

> Окончила ЛГУ по специальности "экономическая кибернетика".
> До 1992 года преподавала в Ленинградском горном институте, кандидат экономических наук.
> 1992–2000 гг. — работала в Балтийском банке. Прошла путь от специалиста до вице–президента.
> 2000–2001 гг. — заместитель председателя правления ОАО "Промстройбанк–СПб".
> С 2001 г. возглавляет Санкт–Петербургский филиал ПАО "Промсвязьбанк". Старший вице–президент банка.


Справка

ПАО" "Промсвязьбанк"

> Создан в 1995 году.
> Входит в топ–3 частных банков России. Активы Банка превышают 1,2 трлн рублей.
> Клиентами банка являются 14 тыс. крупных компаний, 260 тыс. малых и средних юридических лиц и более 3 млн физических лиц.
> ПСБ представлен в 56 городах страны от Калининграда до Владивостока, имеет филиал на Кипре и представительства в Швейцарии и Китае.
> Основные акционеры — Алексей и Дмитрий Ананьевы.