Предел моралистов: власть пока не соглашается взяться за нравственность по-настоящему

Автор фото: Антонина Байгушева
Автор фото: Антонина Байгушева

Непрекращающиеся попытки по-настоящему внедрить в школы преподавание нравственности со стороны церковных деятелей власть пока вежливо, но твердо отвергает. Моралисты для нее пока так и не стали достойным собеседником.

В Министерство образования и науки прислали на утверждение проект нового школьного курса под названием "Нравственные основы семейной жизни". Разработали его, как нетрудно догадаться, представители РПЦ — екатеринбургский священник Дмитрий Моисеев и монахиня Среднеуральского женского монастыря Нина (Крыгина), перечисляет "Коммерсантъ".
Чиновники ответили уклончиво: мол, официально ничего такого не предлагалось, а обсуждаться может все что угодно. Но вообще в школах уже есть курс "Основ религиозной культуры и светской этики", где все, что надо, уже учтено в нужном объеме.
Церковные деятели уже давно настойчиво добиваются внедрения в школьную программу чего-нибудь про нравственность. Собственно, и упомянутый курс является плодом этой борьбы — правда, весьма компромиссным, так что удовлетворить проповедников он не смог. С их точки зрения, школьникам все еще недостаточно рассказывают о целомудрии и недопустимости абортов.
Для очередного предложения выбран подходящий момент, то есть разгар дискуссии о фильме "Матильда" про отношения Николая II и балерины Кшесинской. Одна из авторов программы монахиня Нина (Крыгина) известна в том числе и приверженностью фигуре последнего императора и его семье, каковую, судя по ее статьям, считает идеалом семьи. Например, потому что в царской семье не было такого, чтобы родители приходили с работы уставшие, и детям вместо общения с родителями приходилось смотреть телевизор.
Но это лишь ситуативный признак момента — и без того размышления о нравственности в России популярны; круглые столы и конференции, проводящиеся на эту тему, как правило, сводятся к трем простым тезисам: демографическому вопросу, строгой семейной иерархии и противостоянию Западу. В презентации "Нравственных основ...", к примеру, можно обнаружить сравнение Украины и России с разделяющейся семьей. Украина  представляется непутевым молодым человеком, стремящимся промотать отцовское состояние не без помощи "черного риелтора". Другие родственники должны препятствовать этому. Естественно, не обходится и без ключевого понятия гомосексуализма, который в таких случаях всегда служит мостиком от нравственности к политике.
Итак, в инициативе есть эхо и "Матильды", и политизации старшеклассников, еще одной горячо обсуждаемой сейчас истории.
В концепциях, идеализирующих старые добрые времена, недостатка никогда не было. Их главным минусом является неспособность внятно объяснить, откуда в обществе со столь тщательно культивируемой духовностью в какой-то момент вдруг обнаружилось такое огромное количество безнравственных людей, почему это не повторится снова и не перепутаны ли здесь причина и следствие, но другой опоры, кроме романтизации традиционных ценностей, под ультраконсервативную политику все равно не подвести.
То, что власть, как бы одобряя традиционалистов-романтиков, все же вежливо, но твердо отказывает им в официальном приоритете, говорит о том, что ничего, кроме вспомогательного (причем довольно рискованного) инструмента, она в мифах о прекрасном прошлом не видит, разговоры о морали приветствует только до тех пор, пока они остаются в неформальном поле, а в радикалах не видит равного собеседника. Видимо, смутно чувствуя, что чрезмерное морализаторство где-то противоречит идеям цифровой экономики, но где — еще не понимая.