Мясокомбинат "Северо-Запад" снова колбасит

Автор фото: Коньков Сергей
Геннадий Емельянов

Проработав чуть больше года и накопив более 300 млн рублей долгов, мясокомбинат "Северо–Запад", созданный основателем "Пит–Продукта" Геннадием Емельяновым, решил обанкротиться.

Мясокомбинат "Северо–Запад", который создал основатель "Пит–Продукта" Геннадий Емельянов, банкротится. Получив 25 исков от контрагентов на сумму более 50 млн рублей, компания подала иск о собственном банкротстве, там указано, что сумма задолженности составляет более 324 млн рублей. Геннадий Емельянов от комментариев отказался.
Как ранее сообщал "ДП", инвестиции в мясокомбинат составили 15 млн рублей, он был открыт в июле 2016 года. Геннадий Емельянов арендовал под него 6,5 тыс. м2 на Софийской ул., 91, у структур Балтинвестбанка, который проходит процедуру санации. Ранее эту площадку занимало ООО "Мясные деликатесы" (марка "Шеф–повар").
Бизнесмен пояснял, что наличие оборудования, оставшегося от предшественников, серьезно сократило первоначальные вложения. Объемы производства на первом этапе составляли 3,5 т продукции в день, проектные мощности — 3,6 тыс. т в год. Предприятие выпускало 30 наименований вареной и варено–копченой продукции. Очевидно, выйти на проектные мощности и укрепиться на рынке за год компания так и не смогла. За полгода работы в 2016 году выручка, по данным СПАРК, составила 65 млн рублей.
Более того, у Геннадия Емельянова в этом году обанкротилось еще одно предприятие — небольшой свинокомплекс ООО "Свинка" во Всеволожском районе: 11 тыс. м2 площадей и 12 га земли были проданы на торгах за 3,1 млн рублей.
Бизнесмен известен как основатель компании "Пит–Продукт". В 1996 году вместе с семьей он запустил ее на пр. Обуховской Обороны, 5 лет спустя открыл еще одну площадку в Синявино, а в 2005 году продал производство финской Atria Plc. К тому времени оборот "Пит–Продукта" составлял $50 млн, доля рынка Петербурга — около 20%, а сделка оценивалась примерно в $20 млн.

Не устояли на прилавке

Причинами банкротства нового детища Емельянова участники рынка называют неудачную рыночную конъюнктуру, падение покупательной способности, высокую конкуренцию.
В сети "РеалЪ", сотрудничавшей с предприятием, полагают, что его подвели серьезные вложения в маркетинг. "Они потратили много денег на продвижение, рекламу, промоакции, но петербуржцы достаточно консервативны и поэтому неохотно покупают товары новых брендов, — полагает совладелец ТД "РеалЪ" Александр Мышинский, — "Северо–Запад" просто не успел раскрутиться".
Последние несколько лет производство колбасных изделий в Петербурге падает. По данным ИК "Грифон–Эксперт", в 2016 году оно снизилось на 12% по сравнению с 2015–м, до 38,8 тыс. т. В 2015 году объем производства составлял 44,1 тыс. т — это на 16% меньше, чем в 2014–м. Сегодня крупнейшими производителями в регионе являются компании Atria (90 т в сутки) и "Иней" (более 50 т готовой продукции в сутки). Кроме того, на прилавках массово представлена продукция из других регионов: компании "Черкизово", Великолукского мясокомбината и др.

Приходят и уходят

За последние несколько лет прекратили работу мясокомбинаты "Санкт–Петербург", "Мясная корона", Лужский мясокомбинат, практически на грани банкротства находился Кронштадтский мясокомбинат и другие.
Однако в последний год инвесторы снова активизировались и стали запускать новые проекты. Так, в Ломоносовском районе петербуржец Евгений Рязанов открыл за 100 млн рублей Агро–Озерный мясокомбинат.
Выходцы из администрации Выборгского района области вложили 100 млн рублей в завод по производству полуфабрикатов из говядины и баранины премиум–сегмента.
Совладелец ГК "Грузовичкоф. Таксовичкоф" Игорь Рудзий с партнерами инвестировал в строительство мясоперерабатывающего завода "Алешкины Зори" 150 млн рублей. Строит завод по производству колбасных изделий за 500 млн рублей под Всеволожском компания "Всеволожский мясной двор". Совладелец компании "Петрохолод — Пищевые технологии" Давид Турабелидзе, певец Сосо Павлиашвили и владелец украинских агропредприятий Михаил Джимшиашвили планируют за 150 млн рублей производить колбасные изделия на мощностях обанкротившегося мясокомбината "Санкт–Петербург".
Как говорит владелец Великолукского мясокомбината Владимир Подвальный, производителям никогда не было легко. "Кто трудится — всем тяжело. Хорошо, когда люди вкладываются в новые предприятия, это двигает вперед экономику", — отмечает он.
На банкротство "Северо–Запада" могла повлиять не совсем удачная маркетинговая политика. Они сделали ставку на недорогую продукцию, а сейчас таких предложений хватает. В нише экономсегмента работает очень много игроков, поэтому вряд ли они получили спрос и продажи, которые ожидали. Еще более заполнена ниша в их товарной категории (колбаса, сосиски, бекон): на рынке профицит этой продукции, никак не дефицит. Мы видим некоторое оживление спроса, рынок перестал падать и наконец стабилизировался — связываем это с сезонностью, похолоданием. Однако роста мы не увидим, пока не начнут расти доходы покупателей. Сейчас ни средний чек, ни зарплаты потребителей не увеличиваются.
Андрей Зайцев
гендиректор ООО "Мясокомбинат "Всеволожский"
Колбасные изделия присутствуют в рационе 85% россиян и пользуются стабильным спросом. Но в ситуации, когда доходы и покупательная способность потребителей не растут, люди все больше стремятся делать рациональный выбор: покупать качественный продукт, но по очень выгодной цене. Поэтому не менее половины колбасных изделий в магазинах сейчас продается по промоакциям. При этом объем продаж растет (например, за счет открытия новых магазинов розничными сетями), но конкуренция очень высока. Производители соревнуются в своей способности работать эффективно и обеспечивать наилучшее соотношение качества и цены. В таких условиях выживают сильнейшие и можно ждать новые примеры банкротств предприятий.
Ярмо Линдхольм
исполнительный вице–президент "Атриа Россия"