Не только матрешка: что мешает экспортировать из России

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан
Автор фото: Петр Ковалев
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан
Автор фото: Петр Ковалев

На региональном треке "Сделано в России", прошедшем сегодня в Петербурге, предприниматели и функционеры различных организаций поддержки бизнеса обсудили возможности для российских экспортеров, которые им предоставляют различные государственные программы.

Самой важной проблемой для экспортеров участники трека "Сделано в России", прошедшего в Петербурге 19 октября, назвали отсутствие информации о возможностях, которые имеются у потенциальных участников экспортной деятельности. Об этом говорили большинство спикеров, особенно сетовал на информационный вакуум вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан. "В Петербурге всего 3,6 тыс. компаний, которые поставляют свою продукцию на экспорт, причем в 150 стран, — сказал Сергей Мовчан. — Если учесть, что в городе 400 тыс. компаний и ИП, то экспортеров должно быть как минимум в 10 раз больше, то есть хотя бы 30 тыс.".
В Ленинградской области, продолжил мысль о плохой информированности бизнеса первый зампредседателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности региона Максим Кисельников, около 500 экспортеров. Но и предприятий малого и среднего бизнеса здесь всего 60 тыс. 47 предпринимателей за 2016 год прошли обучение экспорту, отметил Максим Кисельников, и добавил, что в регионе будет создан некоммерческий центр развития промышленности — своеобразный "фронт-офис для экспортеров", и тогда они смогут получать больше информации, в том числе и о бесплатных услугах Российского экспортного центра (РЭЦ).
Водка и матрешка
Проанализировав, какие товары из России ищут в поисковиках, специалисты отметили, что это матрешка, водка и автомат Калашникова. "Но, изучив вопрос глубже, — отметил Дмитрий Макеев, директор по межрегиональным коммуникациям РЭЦ, — можно узнать, что в электронной промышленности эксклюзивно используются российские сапфиры, а антивирусную программу Касперского используют в 200 странах".
Российский экспортный центр, как рассказал Дмитрий Макеев, предоставляет потенциальным экспортерам более 100 бесплатных услуг по различным программам. Начиная от помощи в поиске клиентов, проверке контрагентов и проведения финансовых консультаций и заканчивая финансированием участия в выставках и ярмарках, а также услугами экспортного страхового агентства. В Росэксимбанке экспортеры могут получить кредиты под льготные 9% годовых.
Для создания каталога экспортных товаров России создается портал madeinrussia.com. На конференции были названы и приоритетные направления российского экспорта: во-первых, Китай, Индия, Иран, Вьетнам, Индонезия и Аргентина, во-вторых, страны СНГ, а также Германия, Испания, Великобритания.
Семь страниц
Отмечая сложности, с которыми сталкиваются экспортеры, спикеры привели интересный пример: российский Таможенный кодекс включает в себя 1 тыс. страниц, а китайский — всего семь.
Выступающие призывали снизить налоги для экспортеров и объявить Петербург IT-столицей России. "Здесь работает множество известных в мире IT-компаний, и вузы ежегодно выпускают качественных программистов, экспорт отрасли составляет уже $1 млрд в год. Пришла пора использовать потенциал наших разработчиков на полную катушку. Нужно снизить налоги для них, привлечь больше клиентов и инвесторов и деньги на здравоохранение и образование брать с внешних рынков", — призвал Валентин Макаров, президент ассоциации "Руссофт". И добавил, что лучшая реклама наших программистов и разработчиков — это то, что "они выиграли президентские выборы в США". Вероятно, это была все-таки шутка.
Валентин Макаров рассказал о том, как его Ассоциация по заказу РЭЦ организует деловые миссии IT-компаний в Индонезии, Филиппинах, Таиланде и Вьетнаме, и сообщил, что везде местные предприниматели очень одобрительно высказываются на эту тему.