Плюс диджитализация всей страны

 

В сентябре активно муссировалась тема о том, что крупнейший госбанк заявил о готовности принять на себя роль бэк–офиса государственных министерств и ведомств: речь шла о получении документов, контроле за налоговыми обязательствами и т. п. В связи с этим ряд банкиров задаются вопросом: как конкурировать с госбанками в возможных реалиях не столь отдаленного будущего, когда централизация, вероятно, случится и госбанки получат организованный поток "добровольно–принудительных" клиентов?
Есть мнения, что частным банкам придется довольствоваться ролью дополнительного, неосновного банка для своих клиентов. Мое мнение в связи с возможной реализацией сценария наделения госбанков дополнительными функциями идет вразрез с мейнстримным.
Я считаю, что это большое счастье и для экономики страны, и для банковского сектора, когда игрок со столь значимой долей рынка имеет столь прогрессивные взгляды на трансформацию банковского бизнеса в части диджитализации и вообще выстраивания системы обмена данными. Доминирующий игрок с высокими амбициями в технологическом развитии способен реально менять привычки клиентов. Трансформатор отрасли сделает всю сложную работу по подготовке поля. Соответственно, наша задача, задача частных банков — быть талантливее, быстрее и удобнее, чем госбанки.
Cегодня в части банковских технологий Россия дает фору многим другим странам, что неудивительно: лучшие технологические решения всегда имеют те, кто позже зашел в отрасль. У российских банков была великолепная возможность брать лучшее из имеющегося, ставить на поток — и улучшать! Например, еще большой потенциал повышения эффективности работы с финансами в РФ кроется в унификации и стандартизации. Такой базовый элемент отрасли, как реквизиты счета клиента, недостаточно унифицирован. Так, в Европе давно ввели один универсальный счет клиента из 34 цифр, в нем зашифровано все: страна, банк, клиент — владелец счета и т. д. Не нужно знать никаких других данных. А у нас до сих пор реквизиты занимают несколько строчек, которые часто и сам держатель счета не знает, где взять! Именно поэтому так популярны переводы с карты на карту.
Также в Евросоюзе сейчас у банков забирают право на единоличное владение клиентскими данными, одновременно жестко регулируя стандарты работы с персональными данными. Банк обязан дать доступ к имеющимся у него данным другой организации, если клиент на это согласился. Условно, если какая–то компания является моим финансовым консультантом, банк обязан обеспечить технологический доступ к моим операциям, если я даю на это распоряжение.
Cухой остаток: не так важно, кто делает платформу. Главное, чтобы обмен персонифицированными данными разного толка был максимально стандартизован, унифицирован и четко контролируем. Максимальная эффективность работы с финансами и финансовыми данными достигается тогда, когда в системе есть единые платформы, стандарты работы с ними и они одинаково доступны всем игрокам рынка для обеспечения сервиса своим клиентам.