Памятный креатив. Как чиновники экспериментируют с памятками и брошюрами

Автор фото: Артем Геодакян/ТАСС
Методичка "О правилах поведения мигранта в городе Москве", выпущенная мэрией Москвы.

Метро Лос-Анджелеса выпустило креативные видео о правилах поведения в общественном транспорте. В России о том, как вести себя в той или иной ситуации, по традиции рассказывают при помощи памяток, но и здесь чиновники проявляют небывалую креативность, конечно, на свой лад.

Метро Лос-Анджелеса выпустило креативные и яркие ролики о том, как вести себя в общественном транспорте. Видео стилизованы под японскую рекламу, а главными действующими лицами в них выступают невежливый монстр и девушка-супергерой по имени Добрячок. В России о том, как себя вести в той или иной ситуации, по-прежнему разъясняют при помощи традиционного инструмента — памяток. В них, впрочем, чиновники тоже вкладывают немало творчества, разумеется, в том виде, в котором они его понимают. А понятие креатива, как оказалось, разнится от ведомства к ведомству и от региона к региону.
Так, в Петербурге весной этого года после антикоррупционных митингов городская администрация опубликовала памятку о том, как правильно ходить на подобные мероприятия. Советы о правилах поведения на митингах правительство Петербурга проиллюстрировало фигуркой человека, которым кто-то управляет как марионеткой. Зовут поучаствовать в протестной акции — думай головой, не ведись на провокации. Чиновники также призывно напоминали, что "протестный митинг, народный сход" — это не массовое гулянье или флешмоб". На этом креатив, видимо, иссяк, и дальше готовящихся отправиться на митинг ждали советы, почти дословно переписанные с публикации "РИА Новости" за 2011 год.
Автор: zakon.gov.spb.ru/advertisingsocial/mass-action.html

Не миграция, а сказка

В 2012 году в Петербурге уже успели отличиться другой памяткой, предназначавшейся для приезжих. Трудовых мигрантов в ней изобразили в виде говорящих шпателя, валика и кисти. Общественность такой творческий подход не оценила, а чиновникам пришлось поспешно открещиваться от создания брошюры, объясняя, что придумали и реализовали проект вовсе не они, а общественная организация. СМИ при этом писали, что мигранты вроде бы совсем и не оскорбились и даже сочли памятку полезной, а вот уполномоченный по правам человека в Петербурге брошюру все же раскритиковал. В столице учли опыт Петербурга, и в 2017 году московский Департамент национальной политики тоже выпустил методичку для мигрантов. Чиновники опять решили обратиться к жанру комикса, но, чтобы не повторять прошлых ошибок, мигрантов изобразили обычными людьми. В ведомстве рассказывали, что сначала их даже подписали по национальностям, но потом от этой идеи отказались, "чтобы никто не обиделся". Остальные герои методички преобразились в трех богатырей (они олицетворяли представителей правоохранительных органов), Василису, Юрия Долгорукого, Снегурочку и Кощея Бессмертного. Последний, например, предлагал мигрантам нелегально подработать на стройке в Подмосковье. А вот Юрий Долгорукий показывал приезжим Москву.

Полицейское творчество

Если бы ведомства награждали за самые креативные памятки, то приз, бесспорно, достался бы МВД, тут правоохранители взяли бы массовостью. За последние годы они порадовали общественность, например, памяткой о том, как правильно делать (а главное — безопасно) селфи. Из нее граждане узнали, что лучше не фотографировать себя на железнодорожных путях, высоковольтных вышках и вагонах поездов (на них тоже бьет током — пояснялось в памятке).
Уже в нынешнем году в МВД выпустили памятку с ядерным дизайном и зашкаливающим количеством слова "Внимание". В ней предполагалось предостеречь граждан от нелегального алкоголя, но их заодно предупредили, чтобы они не пили средства бытовой химии и парфюмерную продукцию, и напомнили, что лицензионный алкоголь не продается в пластиковых канистрах.
В тюменском УМВД в 2016 году креативно подошли и к самому поводу создания памятки. Там жителей города решили предостеречь от цыганского влияния. Брошюра рекомендовала тюменцам игнорировать беседы с цыганами, избегать их взглядов и прикосновений, а если необходимо — грубить. Например, в качестве метода отваживания цыган советовали использовать словесные проклятия.