Арест Дмитрия Костыгина: что будет с "Юлмартом" и почему так жестко действует Сбербанк

Дмитрий Костыгин в суде
Автор фото: Антон Ваганов
Дмитрий Костыгин в суде
Автор фото: Антон Ваганов

Задержание Следственным комитетом совладельца "Юлмарта" Дмитрия Костыгина ставит под удар деятельность компании, которая и так больше года функционирует без генерального директора.

В ночь с 10 на 11 октября Следственный комитет задержал совладельца компании «Юлмарт» Дмитрия Костыгина, его подозревают в обмане Сбербанка на 1 млрд кредитных рублей. Задержание совладельца "Юлмарта" Дмитрия Костыгина на двое суток ставит под удар деятельность компании. После ухода с поста генерального директора в августе 2016 года Сергея Федоринова, сооснователя "Юлмарта", нового главу так и не назначили. Последний год компанией по факту управляет Дмитрий Костыгин. Если его задержание под стражей затянется, то компания, по сути, остается без операционного управления.  
"В настоящий момент Дмитрий Костыгин задержан, вину он не признает. Более того мы считаем, что отсутствует событие преступления", — говорит адвокат Дмитрия Костыгина, старший партнер Pen & Paper Константин Добрынин. Как подчеркивает адвокат, арест противоречит нормам права — так, ч. 1.1. ст. 108 УПК РФ прямо запрещает заключение под стражу по 159.1 (мошенничество в сфере кредитования), если предполагаемое преступление лежит в сфере предпринимательской деятельности. Теоретически, если следователь сможет обосновать суду, что это преступление лежит не в сфере предпринимательской деятельности, он может просить суд применить меру пресечения в виде заключения под стражу, говорит Добрынин.
Действительно, если речь идет об экономическом преступлении по ст. 159.1 УК РФ, то задержания не должно быть, это меру отменили совсем недавно, однако, есть вероятность, что его задержали по другому основанию, соглашается с ним Владимир Полуянов, партнер "Апелляционного центра".
Учитывая, что фактически всем процессом руководят кредиторы, то сложно пока рассчитывать на правовую адекватность, ведь фактически вчерашнее ночное задержание это элемент уголовного корпоративного давления на одного из собственников компании "Юлмарт", высказывает свою версию событий Добрынин. "И пока руководство Сбербанка у нас витает в облаках блокчейна и очков гугл, его менеджеры ведут себя хуже силовиков, поскольку находясь в перманентных переговорах и судебных разбирательствах они считают правильным возбуждать уголовные дела в качестве силового аргумента в хозяйственном споре", - считает он.

Стороны пошли на принцип

Как подчеркивает Константин Добрынин, Сбербанк осознанно или нет играет на стороне инвестиционной компании А1, которая в интересах акционера "Юлмарта" Михаила Васинкевича действует уже почти полтора года. Михаил Васинкевич пока недоступен для комментариев.
"Подача уголовного иска – нормальная практика сейчас, на должника оказывается давление по всем фронтам", - говорит Владимир Полуянов. По его словам, в условиях сегодняшней действительности уголовное преследование одна из самых эффективных мер, особенно, если в деле участвуют эффективные сотрудники полиции, Сбербанк умеет объяснить, чего он хочет.
"Я бы не стал в данном случае говорить о непримиримой позиции банка, — отмечает Владимир Полуянов, — Сбербанк неоднократно публично заявлял свою политику в отношении должников: если должник может и хочет вернуть кредит, готов к переговорам, то Сбербанк охотно идет на примирение, однако если должник демонстрирует нежелание платить, то банк использует все доступные методы. Видимо, Дмитрий Костыгин дал повод полагать, что деньги возвращены не будут, пошел на принцип". Для банка же данное громкое дело – еще и хороший повод продемонстрировать остальным должникам, что ссориться с ним не следует, считает Полуянов.
Действительно, деловые партнеры Дмитрия Костыгина характеризуют миллиардера как жесткого переговорщика, его стиль общения называют провокационным и даже вызывающим. "Есть люди, которые любят спокойно работать, Дмитрий не из их числа. Он получает искреннее удовольствие, драйв от того, что находится в состоянии конфликта", — говорит знакомый с ним бизнесмен. По словам участников рынка, решение о подключении уголовно-правового рычага принималось на уровне главы Сбербанка Грефа. "Проблема заключается именно в человеческом факторе: когда его просят вернуть деньги, он начинает говорить, какие деньги, вы что, ребята? Будете на меня давить, я вам вообще ничего не отдам", — рассказывает один из поставщиков другой компании Дмитрия Костыгина - Оптоклуба "Ряды".

Будущее "Юлмарта"

Компания болезненно переживает конфликт акционеров. Потери за год потрясений сам Дмитрий Костыгин оценивал в 10 млрд рублей. По факту потери оказались еще больше — оборот компании в 2016 году, по ее собственным данным, составил 49,3 млрд рублей (включая НДС), тогда как в 2015 году оборот был 62,7 млрд рублей.
По данным АКИТ, в этом году падение продолжается — трафик "Юлмарта" сократился с 20 млн визитов в месяц до 15 млн визитов в месяц, это самое драматическое падение среди крупнейших онлайн-игроков. Исходя из показателей трафика, ожидаемый оборот в 2017 году составит 25-27 млрд рублей, оценивают в АКИТ. "Хочу подчеркнуть, что маржинальность компании при этом растет. "Юлмарт" больше не тратит огромные деньги на интернет-маркетинг, не привлекает новых клиентов, при этом прекрасно удерживает своих прежних покупателей, зарабатывая на них больше, чем прежде, в период активного роста", — говорит Алексей Федоров, президент АКИТ.
Ни больших долгов перед поставщиками, ни обращения от поставщиков в Ассоциацию нет, все поставщики прекрасно понимают сложность ситуации в "Юлмарте", и верят, что компания сохраняет огромный потенциал, говорит Алексей Федоров. По его словам, сейчас есть технические просрочки, которые как правило не превышают 10 млн рублей, ряд компаний остановили отгрузки в "Юлмарт". Положение компании устойчивое, с задержками, но она оплачивает счета.
По данным сайта арбитражного суда, юрлица ГК "Юлмарт" (НАО "Юлмарт", ООО "Юлмарт РСК", ООО "Юлмарт ПЗК", ООО "Юлмарт Девелопмент") только в 2017 году выступают ответчиками по 60 делам на общую сумму, превышающую 8 млрд рублей. Среди банков-кредиторов, кроме Сбербанка, которому "Юлмарт" должен 1 млрд рублей, еще семь банков-кредиторов, среди них Банк Санкт-Петербург, УралСиб, ВТБ, ЮниКредит Банк. При этом стоит отметить, что не все иски принимаются к рассмотрению. В частности, по НАО "Юлмарт" в настоящее время рассматриваются 16 дел на 0,6 млрд рублей, при этом на 1 млрд рублей уже вынесены решения. По ООО "Юлмарт РСК" рассматриваются дела на 0,5 млрд рублей, а по ООО "Юлмарт Девелопмент" - одно дело на 10,3 млн рублей, вынесено решение на 0,405 млрд рублей. Ко всем этим компаниям поданы иски о банкротстве.      
"Я думаю, что в любом случае компания не уйдет с рынка, возможно, сменятся ее владельцы, но компания будет жить и имеет все шансы вернуть свое первое место. Лично я вижу вероятность того, что кто-то из крупных игроков, например, "Альфа-групп" Михаила Фридмана, дополнит свою бизнес-империю крупным интернет-магазином. После всех потрясений есть шанс приобрести Юлмарт с большим дисконтом", - резюмирует Алексей Федоров.