Почти частное партнерство

Петербургские чиновники активно продвигают государственно–частное партнерство (ГЧП) для решения городских проблем во всех сферах, но прежде всего для финансирования крупных инфраструктурных проектов.

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) губернатор Георгий Полтавченко подписал с ПАО "Банк ВТБ" соглашение, в рамках которого банк инвестирует в строительство Восточного скоростного диаметра (ВСД) как минимум 110 млрд рублей. Еще около 40 млрд рублей городские власти привлекли в проект от Евразийского банка развития. Проект строительства магистрали реализуется в формате ГЧП и обещает стать одним из самых дорогих в Петербурге на ближайшие годы.
Самым крупным проектом ГЧП в Петербурге на сегодня остается Западный скоростной диаметр, стоимость которого составляет 212 млрд рублей. Из этой суммы 82,9 млрд рублей — деньги инвесторов, 54,2 млрд рублей поступят из бюджета Петербурга, 50,7 млрд рублей — из федерального бюджета и 25 млрд — это доходы от размещения облигаций. Эксплуатируется проект международным консорциумом "Магистраль Северной столицы", куда входят "ВТБ Капитал", Газпромбанк, итальянская Astaldi и турецкая Ictas Insaat.
По мнению генерального директора ГК "Геоизол" Елены Лашковой, ГЧП наиболее эффективно при реализации инфраструктурных объектов, однако количество таких проектов в Петербурге в последнее время существенно сократилось. Отсутствуют и проекты развития городской подземной инфраструктуры. Более того, формат ГЧП при создании подземных сооружений до сих пор не разработан.
По данным руководителя Северо–Западного научно–образовательного центра в сфере ГЧП СПбПУ Ивана Бабкина, всего в России в 2017 году начато около 500 проектов ГЧП, включая мелкие концессии в коммунальной сфере.
Опрошенные "ДП" эксперты уверены, что называть российские примеры ГЧП полноценным партнерством между государством и бизнесом нельзя — бизнес идет в предлагаемые проекты неохотно. Его сторону в партнерстве занимают окологосударственные структуры или банки с высокой долей госучастия.
"Инициатором ГЧП может быть бизнес, однако без принципиального запроса государства ГЧП–проекты не могут возникать в принципе", — считает партнер юридической компании VINDER Law Office Артем Горюнов.
Во многом пассивность бизнеса объясняется неясными правилами. Правовые нормы в России, регулирующие ГЧП, появились недавно. Федеральный закон о взаимодействии государства и бизнеса вступил в силу 1 января 2016 года. До этого с 2005 года действовал только ФЗ "О концессионных соглашениях". В Европе, к примеру, этот формат применяется более 30 лет.
Управляющий партнер коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Владимир Старинский считает, что сейчас в России нет четких законодательных механизмов для взаимодействия бизнеса и государства, из–за чего нет и большого спроса на эти проекты. "Сказывается и то, что использование бюджетных средств несет риски потенциального уголовного преследования", — указал юрист.
"Отпугивает инвесторов и отсутствие механизмов прогнозирования рисков, мер по их снижению, опыта распределения рисков между участниками проекта. Например, есть проблема, что проект может подорожать: кто за это в дальнейшем платит?" — спрашивает Елена Лашкова.

Масштабные причины

Есть и другая причина, которая превращает ГЧП в России в партнерство государства с государством. Российский бизнес не обладает достаточным инвестиционным потенциалом для ГЧП. Для роли инвестора подходят только крупные компании с серьезной долей государственного участия.
"Если привести примеры, к которым имела отношение наша компания (а мы занимались и строительством Пулково на стороне генподрядчика — ICA construction, ЗСД, также мы участвуем в строительстве части трассы М–11 Москва — Петербург), то во всех с одной стороны выступает государство, а с другой — банк с госучастием", — рассказал управляющий партнер юридической фирмы "Дювернуа Лигал" Егор Носков.
Российский бизнес не может вкладывать деньги на 20–30 лет, считает эксперт. Главные причины здесь — дорогие кредиты внутри страны и отсутствие доступа к мировому финансовому рынку.
"Россия находится в условиях дефицита финансирования, экономические санкции направлены на то, чтобы обрезать возможность российским банкам с государственным участием, которые являются основной стороной ГЧП, привлекать дешевые деньги из–за рубежа", — резюмирует Егор Носков.
Окно возможностей для ГЧП приоткрывается, если государству удастся заманить частные иностранные инвестиции, однако и тут есть свои сложности. Высокая волатильность рубля снижает привлекательность инвестиций в Россию.