Делать бизнесмена надо еще в школе

Общее количество активных в плане предпринимательства молодых людей (14–30 лет) в России, по моим подсчетам, превышает 200 тыс. человек. Это те, кто принимает участие во всевозможных программах, форумах, и те, кто уже начал свой бизнес. Однако это только 1,5% от общего количества молодежи.

Олег Мансуров, руководитель программ для молодежи "Преауктум":
Общее количество активных в плане предпринимательства молодых людей (14–30 лет) в России, по моим подсчетам, превышает 200 тыс. человек. Это те, кто принимает участие во всевозможных программах, форумах, и те, кто уже начал свой бизнес. Однако это только 1,5% от общего количества молодежи. Сейчас в Госдуме на предварительном рассмотрении находится законопроект, позволяющий открывать ИП лицам, достигшим 14 лет. Это правильный и нужный шаг. Я сам начинал пробовать себя в предпринимательстве еще в восьмом классе. Именно в 14–16 лет формируются те модели поведения, которые позволяют человеку в будущем заниматься своим бизнесом. Подростки адаптивные, энергичные, они готовы рисковать, а это ключевое качество предпринимателей.
Однако большинство из них сталкивается с непониманием, куда идти со своими идеями, как начать проект, какими ресурсами можно пользоваться, как им могут помочь существующие институты, государственные и частные фонды. Потенциальным стартаперам сложно найти единомышленников, людей в команду.
В России много государственных и частных инициатив по поддержке начинающих предпринимателей: Сколково, Фонд содействия инновациям, ФРИИ, бизнес–инкубатор ВШЭ, Impact Hub Moscow, АСИ, GenerationS и другие. Во всех программах главным является проработка уже существующих идей. А вот программ, работающих на привлечение новых людей в предпринимательскую деятельность, крайне мало. Чтобы завлечь в предпринимательство больше людей, необходимо работать с теми, у кого есть нужный потенциал: выявлять их и поддерживать. В Европе, к примеру, для этого есть программа Enactus, в рамках которой студенты могут пробовать себя в предпринимательстве, не отвлекаясь от учебы. Они не рискуют потерять деньги, потому что их проекты финансируются венчурными инвесторами, и не боятся проявить свои способности, потому что это приветствуется и поощряется. В Америке к бизнесу подходят как к науке, он преподается в университетах, дети учатся считать не на палочках, а на долларах, продают лимонад прохожим в летний период. Предпринимательский дух передается на генетическом уровне. Возможно ли, что экономика многих западных стран более развита благодаря сложившейся культуре свободного предпринимательства, которая прививается еще в детстве? Думаю, да. Сейчас идут разговоры о введении в российских школах основ предпринимательства в факультативном формате. Прежде всего я бы предложил заняться популяризацией самого понятия "предпринимательство". Необходимо транслировать по всем возможным каналам коммуникации положительные стороны ведения бизнеса.