Россия в цифре: вызов системе образования

 

Программа "Цифровая экономика", принятая российским правительством в июле 2017 года, стала одной из главных тем обсуждения на государственном уровне и в экспертном сообществе. В целом ее можно оценить положительно. Государственный подход к построению цифровой экономики может оказаться результативным, однако у него есть и слабые стороны. Во–первых, это недостаточно гибкое планирование. Программа исходит из консервативного сценария, предполагающего, что ничего нового в сфере влияния IT на экономику больше не произойдет. То есть все, что не попадает в сетку целевых показателей программы, как бы не существует и не будет востребовано как минимум до 2024 года, например новые стандарты связи. В результате в 2025 году нам понадобится уже новая аналогичная программа, поскольку фундаментальная характеристика этой сферы — быстрое внедрение новых технологий, появление которых пока невозможно предвидеть. Во–вторых, цифровая экономика должна затрагивать все сферы социально–экономической деятельности, а в программе ее развитие ограничено только госрегулированием, инфраструктурой, кадрами, образованием, кибербезопасностью, "умными городами" и цифровым здравоохранением. В программе пока нет большинства отраслей реального сектора (финансы, энергетика, промышленность). Например, банковской сферы, стремительно уходящей в онлайн, там нет. Не предлагается мер по поддержке малого и среднего бизнеса, стартапов. А значит, необходима дальнейшая доработки программы.
Если говорить о положительных моментах программы, то можно выделить несколько принципиальных утверждений, отраженных в ней: цифровая экономика подразумевает тотальную глобализацию. Это сверхвысококонкурентная среда. Она развивается стремительными темпами. Но самое главное, цифровая экономика немыслима без квалифицированных кадров и качественного образования. Этому вопросу посвящен довольно обширный раздел программы. И заявленные цели вполне логичны: система образования обеспечивает цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда опирается на требования цифровой экономики; создана система мотивации по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России.
В итоге сейчас главная задача — создание ключевых условий для подготовки компетентных кадров для цифровой экономики, совершенствование системы образования, в том числе разработка программ повышения квалификации, переподготовки и непрерывного профессионального развития в этой сфере. Ведь благодаря развитию цифровой экономики, внедрению искусственного интеллекта ряд профессий станут невостребованными. В связи с этим уже обсуждается идея, которая в первую очередь должна заинтересовать вузы. Это создание системы цифровых ваучеров, которые будут направлены на получение компетенций, нужных для цифровой экономики, через онлайновые системы образования. Решение этих задач — настоящий вызов всей системе российского образования. И на этот вызов нам надо дать ответ как можно быстрее.