Арестантская почтовая рассылка

Заработав сначала на письмах для арестантов, петербургский стартап открыл еще и сервис банковских переводов в тюрьмы.

Разработчики из петербургской компании "Специальные электронные системы" (СЭС), доминирующей на российском рынке переписки с арестантами, открыли сервис банковских переводов "ФСИН–Деньги". Приложение позволяет отправить на счет заключенного деньги, которыми тот сможет распорядиться по своему усмотрению.
До этого сотрудники СЭС создали крупнейший сервис по доставке писем в российские тюрьмы, обороты которого могут в этом году составить 50 млн рублей. По всей видимости, одну из главных ролей в этом бизнесе сыграл соучредитель компании и бывший начальник петербургских Крестов Александр Житенев.

Кресты на первом этапе

Компания выросла из идеи выпускника ИТМО Константина Анциферова. Он и его партнеры узнали, что письма по Петербургу шли в Кресты 2 недели, и придумали, как решить эту проблему — сделать электронную почту, которая бы ускорила связь между заключенным и его родственниками. Разработка сервиса длилась около года, и в итоге сайт запустили в декабре 2008 года.
ФСИН, по словам разработчика, пошла на сотрудничество с энтузиазмом — сейчас почти все учреждения службы подключены к сервису. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграл один из соучредителей CЭC Александр Житенев. В начале нулевых он был начальником петербургского СИЗО Кресты, который возглавлял до 2007 года. После этого полковник внутренней службы вышел на пенсию, стал соучредителем компании и, по словам Анциферова, все еще активно участвует в ее работе.
Кроме Анциферова и Житенева СЭС принадлежит еще двум предпринимателям — Ивану Вольскому и Дарье Кондратьевой. Доли в СЭС разделены между собственниками поровну — по 25%.

Правила дружбы

Весточки в места заключения отправляются через сайт компании. Там их распределяют и передают в структуры ФСИН — цензорам. Последние вычитывают текст, чтобы арестант не получил запрещенной информации. Отправить одну страницу письма через сайт стоит 55 рублей. Фотография стоит еще 30 рублей. Чтобы дать заключенному возможность ответить, к письму прикладывают бланк за 55 рублей, который заполняют от руки. После очередной проверки письмо арестанта приходит отсканированное на электронную почту адресата. При этом часть из 55 рублей уходит на оплату услуг ФСИН по цензурированию и разносу писем. На сайте "ФСИН–Письмо" указано, что компания с 2008 года отправила свыше 1,3 млн писем. Сейчас сервис, по словам Анциферова, обрабатывает 2–3 тыс. писем в день. По итогам 2016 года оборот "Специальных электронных систем" превысил 35 млн рублей (данные СПАРК). С учетом количества пересылаемых сейчас писем выручка СЭС в 2017 году может составить минимум 50 млн рублей.
Инвестиции в проект Анциферов назвать затруднился: "Наши европейские партнеры оценили, что если делать такой стартап в Европе, то понадобилось бы около 10 млн евро. Именно столько ушло бы на проект с 2008 по 2012 год".
Анциферов утверждает, что в мире работают еще около 10 сервисов вроде "ФСИН–Письмо".
Сейчас компания занимается разработкой программного обеспечения для ФСИН и тюрем Европы, а также занимается развитием собственных приложений.
Так, в апреле этого года разработчики "ФСИН–Письмо" запустили сервис банковских переводов "ФСИН–Деньги". "Заключенному запрещено иметь деньги в наличном виде, поэтому они отправляются в бухгалтерию и зачисляются на его счет. Далее заключенный может со своего счета оплатить то, что ему нужно: продукты, вещи", — рассказал Анциферов. Сервис работает через ООО "Интертелекомсервис", принадлежащее Анциферову (75%) и его бизнес–партнеру Сергею Лукину (25%). За переводы сервис берет комиссию 3,9%. Деньги передаются через Промсвязьбанк. Интересно, что с августа 2016 года "ФСИН–Деньги" работали в тестовом режиме только для уже упомянутых Крестов.

Тюремные расходы

Ранее "ДП" изучил, кто зарабатывает на поставках в исправительные учреждения Северной столицы. С 2013 года колонии, изоляторы, поселения и аппарат УФСИН по Петербургу и Ленобласти получили на свое содержание 23,6 млрд рублей. Из них больше 19,3 млрд рублей было разыграно на конкурсах. УФСИН, как выяснилось, в основном закупается у своих же ФГУПов. По официальным данным, к июлю 2017 года из 98 контрактов УФСИН 22 отошли ФГУПам, еще 19 — территориальным органам и учреждениям ФСИН, а 57 — сторонним компаниям.