Мы верили в успех

Первый "Максидом" мог стать вещевым рынком или фабрикой по производству жалюзи. А стал первым гипермаркетом не только в Петербурге, но и вообще в России, предложив покупателям 40 тыс. наименований продукции для дома и ремонта. О том, как все начиналось, рассказывает основатель и совладелец "Максидома" Александр Евневич.

Вам сразу пришла идея создать магазин товаров для дома и ремонта или были другие варианты?

— До декабря 1996 года это здание арендовала компания "Союзконтракт", известная "Херши–Колой", водкой "Зверь" и куриными окорочками, а затем переехали в другое место. Встал вопрос: что разместить более чем на 12 тыс. м2. На тот момент самым простым вариантом было устроить вещевой рынок. Но, к сожалению или к счастью, эта ниша в районе была уже занята — в полукилометре находился огромный спорткомплекс "Зенит", занятый как раз рынком, да и около метро "Академическая" все торговали вещами прямо на улице. Думали сделать производство жалюзи — это была модная на тот момент тема, но под него требовалось 3–3,5 тыс. м2 максимум. Вместе с учредителями компании "Лаверна" мы решили замахнуться на создание огромного магазина с товарами для дома и ремонта.

Вас вдохновляли зарубежные примеры?

— Я проехал по Германии, Англии, посмотрел магазины Baumaster, Baucenter, B&Q в Англии. Мой партнер слетал в США и посмотрел самую крупную в мире DIY–сеть — Home Depot. Мы от этих поездок воодушевились, но не могу сказать, что скопировали чью–то модель. Например, Home Depot — это была, по сути, стройбаза с грязными полами, они давали понять, что у них минимальные надбавки, дешевле быть не может. Для России это не годилось: мы только–только вылезали из пропасти, хотелось сделать что–то покрасивее. Ближе всего, наверное, мы к английскому B&Q. Да, это был не бутик, но для хозяйственного магазина это было красиво.

На открытие магазина ушло немного времени?

— Решение о создании было принято в ноябре 1996 года, 2 апреля 1997 года была зарегистрировано ООО "Максидом", где 50% принадлежало компании "Текком", где я был основным учредителем, а 50% — компании "Лаверна". Мы достаточно быстро все отремонтировали, и 6 октября 1997 года был торжественно пробит первый чек. Именно эту дату мы и празднуем, потому что компаний в те годы открывалось много, но много и закрывалось. А вот тот факт, что мы создали магазин и он заработал, для нас и является днем рождения, который мы празднуем уже 20 лет!

Вы ожидали такого спроса со стороны покупателей?

— Вспомните, что было в 1997 году. Еще оставались советские хозяйственные магазины площадью 300–500 м2 с минимальным набором товаров: моющие средства, пара чайников, немного посуды, 10 крючков, 10 шурупов, гвозди и цинковое ведро. В то же время появились новые, современные форматы: "Лаверна", "Искрасофт". Но это тоже были магазины площадью около 500 м2. Было видно, что спрос есть, а вот ассортимента не хватает, потому что площадь маловата. И мы не были на 100% уверены, но верили в успех точно. Ну и покупатель тогда был, прямо скажем, не избалован. У нас в первые выходные очереди в кассы доходили до часу. И не успели мы проработать 2–3 месяца, как тут же начали делать проект реконструкции кассовой зоны — переделывать восемь касс в 14, потому что народ у нас, конечно, терпеливый, но час — это слишком много.

Через год после открытия первого магазина наступил кризис 1998 года. Как вы на него отреагировали?

— Мы решили открывать второй магазин. Окрыленные успехом первого, мы подобрали здание и даже успели его купить — это недостроенный корпус вагонозавода им. Егорова на Московском пр. Мы купили его крайне дешево — меньше чем по $90 за 1 м2. И решили, что если уж страна выправится после этого кризиса, то второй магазин нам пригодится, а если нет — то какая разница, остаться с носом с одним или с двумя магазинами. И мы просто не стали менять планы, а начали его ремонтировать. И летом 1999 года второй магазин заработал.

Как кризис повлиял на финансовые показатели?

— В конце 1998 года инфляция была такая, что приходилось чуть ли не каждый вечер переклеивать ценники на товарах. Весь 1999 год компания работала без прибыли. Но уже с 2000 года магазины снова стали прибыльными. Только вот прибыль в первой половине 1998 года была на уровне 50% от оборота, а после 2000 года — 10–12% годовых, на западном уровне.

Не логично было на волне успеха пойти на московский рынок?

— Летом 2000 года к нам приезжало руководство "Мега–ИКЕА" и предлагало разместить "Максидом" в первой "Меге", которая строилась в Химках на Ленинградском шоссе. Но ситуация была неопределенная, особо успешным 2000 год назвать было нельзя, а условия нам предложили вполне западные: заплатить четырехлетнюю аренду, входной билет около $1 млн, да и арендные ставки были большие. Мы примерили их к собственным оборотам и подумали, что магазин будет убыточным, невзирая на то что в Москве обороты оказались бы значительно выше. А самостоятельно выйти в то время в Москву было сложно — просто желания инвестировать деньги было недостаточно. В отличие от Москвы, Петербург всегда был открыт для новых инвесторов — и при Владимире Яковлеве, и при Валентине Матвиенко, и сейчас.

Что было самым сложным в начале развития бизнеса — в конце 1990–х?

— Самое сложное было предвидеть, как будет развиваться страна, будет ли расти зарплата людей, начнется ли активное строительство жилья. Когда на 5–миллионный город один такой магазин, то кто–то доедет, купит, а когда их несколько, то и риски выше, тем более что DIY не относится к товарам первой необходимости, уступая еде и лекарствам. И мы рады, что наши прогнозы оказались верными.

Как будет развиваться рынок DIY в России?

— Крупные международные компании уже вошли на рынок, и больше их не станет, скорее меньше. Российские крупные игроки, я надеюсь, закончат играть в свою излюбленную игру: если покупаем, то дешево, если продаем, то дорого, и, пока ищут покупателя, разоряются, а приступят к консолидации.
Значительное развитие получат интернет–торговля и супермаркеты площадью до 4 тыс. м2. А значит, есть куда расти и чем заниматься.