Круговое движение. Как 150 тыс. беспилотных такси полностью покроют потребность петербуржцев в личных автомобилях

Автор фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Автор фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

150 тыс. беспилотных такси, объединенных в единую сеть, помогут полностью покрыть потребность петербуржцев в личных автомобилях. Но все проблемы не решат.

Крупнейшие мировые компании заняты разработками беспилотного транспорта. По мысли урбанистов, автомобили без водителей помогут решить городские транспортные проблемы — пробки, недостаток парковочных мест, загрязненный воздух. При этом беспилотными могут стать как такси, так и общественный транспорт.

Продать машину

У жителей Петербурга и близлежащих районов Ленобласти есть около 1,5 млн личных автомобилей, на которых они ежедневно совершают около 3 млн поездок. В университете ИТМО задумались, как можно сократить количество автомобилей, — решением, по мысли исследователей, может стать система беспилотного такси. "Мы создали модель, в которой беспилотные такси целый день кружат по городу, — рассказывает Тимофей Волоцкий, эксперт Института дизайна и урбанистики ИТМО. — В итоге получилось, что 150 тыс. таких машин полностью покроют потребность в поездках на личном автомобиле, то есть это поможет сократить количество автомобилей в 10 раз".
Отказ от личных автомобилей, расписывают авторы исследования ИТМО, поможет полностью отказаться от парковок во дворах и на улицах и создать на освободившихся площадях общественные пространства, а поскольку беспилотные автомобили будут работать на электричестве, то и воздух в городе станет чище. Все это не такое далекое будущее, как может показаться, — с осени 2016 года Uber уже тестирует сервис беспилотного такси в Питтсбурге. Проекты по созданию беспилотных автомобилей есть у Tesla, Alphabet (головная структура Google) и "Яндекс".

Ездить по делу

Но поможет ли система беспилотного такси избавиться от пробок — это еще вопрос. В модели ИТМО есть допущение — автономные такси позволят удовлетворить спрос только тех, кто сегодня пользуется личным автомобилем. Но если этот сервис будет удобным и комфортным, то его захочет использовать больше людей, а значит, нужно будет больше машин.
"Такси должны быть соединены друг с другом в единую систему, чтобы действительно увеличить пропускную способность дорог, — уточняет Тимофей Волоцкий. — Если этого не произойдет, то есть опасность, что за счет "пустых" поездок такой беспилотный транспорт на первом этапе только увеличит трафик".
Об этом предупреждает и ведущий консультант бюро Mobility In Chain Илья Петушков: "Может быть, у нас будет меньше, чем сейчас, нужда в парковках, но будут больше загружены дороги".
Беспилотные такси, по словам Ильи Петушкова, не решают главную проблему автомобиля — один человек на дороге занимает слишком много места. "Автомобиль, будь то личный, шеринговый или беспилотный, за час сможет перевезти максимум пять человек. Скорее стоит обратить внимание на общественный транспорт. Только он позволяет перевозить большое количество людей на ограниченном пространстве", — поясняет Илья Петушков.

Сбиваться в группы

Проекты беспилотного общественного транспорта уже есть: автобусы без водителей вместимостью 12 человек уже год тестируются в Хельсинки, там они ездят даже по городским дорогам общего пользования. Недавно подобный транспорт появился в швейцарском Сионе, на Тайване.
Немецкий стартап Lilium разрабатывает более фантастическое решение — беспилотное электрическое воздушное такси. Правда, это решение больше подойдет не для городских поездок, а для междугородных.