Подарок для президента

Алексей Навальный обещает устроить митинг в центре Петербурга в день рождения президента РФ. Варианты ответа у городских властей есть, но все не очень удачные.

Серия митингов, которые оппозиционер Алексей Навальный проводит по всей стране, рискует споткнуться на Петербурге. А может быть, наоборот, споткнется он сам. Дело в том, что Алексей Навальный объявил, что городская администрация отказывает ему в очередном митинге и поэтому он все равно назначает его на 7 октября явочным порядком — либо на Марсовом поле, куда его сторонники придут, в случае если чиновники согласуют последнюю, окончательную заявку, либо на Дворцовой площади, куда они придут, если Марсово поле не согласуют.
Но 7 октября — это день рождения Владимира Путина. А Петербург — его родной город, где президент имеет обыкновение свой день рождения отмечать. Митинг Навального намечен именно на этот день, и его заявление — это ультиматум властям.

Противостояние

Законны или незаконны действия Навального и Смольного — вопрос довольно непростой. Конституция предписывает свободу собраний в России, но Кремль, конечно, никакой свободы собраний устраивать не намерен, поэтому законы о митингах, и федеральный, и региональные, за последние 15 лет перешивались так резво, что теперь местами противоречат даже сами себе.
Марсово поле летом вычеркнули из списка "гайд–парков", то есть "специально отведенных мест для публичного выражения общественного мнения", как раз после очередного митинга сторонников Навального, но перечень "гайд–парков" — это постановление правительства, а выше него стоит закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", из которого следует, что Марсово поле хоть и не "гайд–парк", но место, вполне пригодное для массовых мероприятий, а значит, разрешить там митинг или нет — воля Смольного. На Дворцовой площади митинги в городском законе запрещены прямым текстом, но это, в свою очередь, не очень сопрягается с федеральным законом "О митингах…", который устанавливает исчерпывающий перечень мест, где гражданам собираться нельзя, и исчерпывающие же причины для отказа.
Впрочем, формальные вопросы здесь совсем не на первом месте. Пресс–секретарь комитета по правопорядку и законности Андрей Краснов уже заявил неделю назад, что Навальный не получит площадки в центре Петербурга просто потому, что власти не хотят портить вид. "Для того чтобы изрыгать свои проклятия, не надо собираться на фоне открыточных имперских видов Петербурга", — сообщил чиновник. Другими словами, причина в том, что "нечего вам тут делать".
Таким образом, проблема переместилась из юридической плоскости в плоскость политической борьбы. Мы хотим и имеем право — а мы вам не дадим. Обе стороны подразумевают подтекст "и посмотрим, что вы сделаете".

Смелость города берет

Для Смольного митинг главного критика Путина в день его рождения в центре города, понятное дело, недопустим. Пойти на компромисс после ультиматума тоже уже как–то неудобно. Но и разгонять митинг силой не лучший вариант. После того как митинги Навального мирно и без происшествий прошли уже в десятке городов страны, замес в Петербурге — в тот же самый день рождения — будет выглядеть сумасбродством властей, и оппозиционная пропаганда использует это по полной программе.
Это не значит, что контрходов не найдется. Как вариант: Навального задержат до митинга (как это произошло в пятницу накануне митинга в Нижнем Новгороде), Дворцовую площадь и Марсово поле наглухо оцепят, студентов и школьников постараются загнать в этот день на любые мероприятия, на которые только хватит фантазии.
Но и на эти ходы штаб оппозиционера что–нибудь наверняка придумает — в июне, например, он развалил классический прием властей "организуй любое мероприятие в то же время и на том же месте", просто придя как бы на это мероприятие и благополучно превратив его в искомый митинг. Да и силовой разгон вероятен — "открыточные имперские виды" никогда не останавливали ОМОН, оппозиционеров били дубинками и на Исаакиевской площади, и на Невском, и возле Адмиралтейства, что совсем рядом с Дворцовой. Даже если Дворцовая превратится в такой же собирательный образ, как Болотная, а визиты Путина станут ассоциироваться с полицейским усилением на Невском, это никого не остановит. Наверное.
Алексей Навальный, настаивающий на том, что участвует в выборах президента–2018 (у властей пока на этот счет другое мнение), ведет полноценную кампанию в масштабе страны, а 7 октября постарается устроить заочную, но от того не менее отчаянную дуэль непосредственно с Путиным (12 июня объектом критики был премьер–министр Дмитрий Медведев). Получится у него пробиться на выборы или нет, но он атакует, а власть защищается, и ни один другой политик в России на это не способен.