Сезон охоты на банкиров

 

Банкиру в приличном обществе скоро будет стыдно признаться, кто он по профессии. Потому что окружающие в лучшем случае посочувствуют, а в худшем — прогонят прочь или вовсе побьют. Такие прогнозы приходят в голову после череды скандалов с банкротствами и санациями крупных частных банков.
В недрах Госдумы готовится законопроект о том, чтобы владельцы банков, ушедших под санацию, отдавали свое имущество на компенсацию потерянного капитала. Эту информацию подтвердил вчера ТАСС глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Ранее СМИ сообщали, что Банк России инициировал законопроект о запрете выезда недобросовестных финансистов за рубеж.
Казалось бы, в чем проблема для банкиров? Работай хорошо, следи, чтобы твоя кредитная организация сохраняла устойчивость, не лезь в сомнительные операции, и будет тебе счастье. Но эта тактика перестала работать, как только отзывы лицензий приняли массовый характер и стали касаться достаточно крупных игроков финансового рынка. Самые осторожные клиенты стали избегать любых частных банков. На всякий случай, чтобы не получить утром из телевизора, газеты или Интернета весть о том, что их банк лишился лицензии.
Хладнокровие сохраняют лишь вкладчики с суммами не более 1,4 млн рублей, но и у них бывают истории с забалансовыми депозитами и потерей денег, так что и среди них некоторый переток в банки с госучастием наблюдается. Да и оставаясь на месте, мелкие вкладчики, как говорится, погоды не делают. Их деньги для частных банков достаточно дороги, и найти им выгодное применение не так просто.
Банкиры и аналитики уже в один голос говорят, что инвестиций в банковский бизнес в ближайшие годы ждать не стоит. Кому в здравом уме придет в голову покупать долю в банке, чтобы потом чувствовать себя зайцем на мушке у охотника? Удивительно только, что ответственности всегда избегают многочисленные контролеры из Банка России, которые роятся вокруг каждого работающего банка. Если они пропускают нарушения, ведущие в конце концов к краху поднадзорного банка, могли бы тоже ответить. Если не имуществом, то хотя бы теплым креслом.