Бизнесмены Анастасия Березенец и Максим Шаталов открывают третье стритфуд–кафе "Тайяки" с японскими десертами

Предприниматель Максим Шаталов и Дарья Гурьянова, директор по развитию кафе "Тайяки".
Автор фото: Валентин Беликов
Предприниматель Максим Шаталов и Дарья Гурьянова, директор по развитию кафе "Тайяки".
Автор фото: Валентин Беликов

 

Идея открыть японский стритфуд посетила переводчика Анастасию Березенец в 2012 году во время поездки в Нью–Йорк, где она впервые попробовала японские десерты тайяки — вафли с начинкой из бобовой пасты. Вернувшись в Петербург, предпринимательница решила продать квартиру, чтобы собрать сумму на реализацию задуманного, но 2 млн рублей, по ее подсчетам, оказалось мало.
Тогда Анастасия Березенец начала привлекать средства через краудфандинг и вскоре получила отклик не только от россиян, но и от японцев, отправлявших в течение 4 месяцев от 100 рублей до 100 тыс. рублей. В результате сумма достигла 650 тыс. рублей. Инвестиции окупились за полгода. Сейчас под названием "Тайяки" (ИП) работают два заведения: стритфуд в формате to go в пер. Бринько и кафе площадью 60 м2 на ул. Марата. Годовая выручка обеих точек равна более чем 15 млн рублей, при этом ежемесячно продаются до 7 тыс. тайяки.
"Единственная трудность, с которой мы столкнулись, — привлечение нетематической аудитории, так как это новый продукт в России, — рассказывает сооснователь "Тайяки" Максим Шаталов. — Всегда приходится выбирать между аутентичными и понятными для нас японскими блюдами".
Сейчас ассортимент кафе располагает десятком позиций, среди которых тайяки с адзуки (сладкой бобовой пастой) и заварным кремом, онигири (рисовые треугольники с начинкой), данго (шарики из рисовой муки в соусе), японский латте на основе зеленых чаев и др. У кафе до 10 поставщиков — петербургских и японских, которые привозят соусы, пакетированную пасту адзуки и снеки.
По словам Дарьи Гурьяновой, директора по развитию "Тайяки", довольно часто клиентами кафе становятся японские туристы: "Дело в том, что в 2016 году один из японских телевизионных каналов снял сюжет о нашем кафе — его посмотрело более 1 млн японцев, и они до сих пор заезжают к нам и даже привозят подарки". Неожиданно высокий спрос владельцы ощутили со стороны москвичей и в 2017 году решили открыть третью точку — в столице. Вновь запустив краудфандинг, Анастасия Березенец собрала до 1,5 млн рублей за несколько месяцев. При этом по правилам краудфандинговой платформы 10% от взносов принадлежит площадке для сбора средств. Всего, по подсчетам владельцев, потребуется не меньше 4 млн рублей. Также бизнесмены запустили фудтрак с японскими сладостями, который работает в Петербурге.

"Восходящий" рынок

Попробовать японские блюда в Петербурге можно в аутентичных японских заведениях, таких как кафе "Тайяки", лапшичных "Ярумэн", Mashita, пивном пабе "Накатика" и пр. Также не так давно в отеле Lotte открылся ресторан MEGUmi. С точки зрения Дарьи Гурьяновой, японские сладости часто встречаются в корейских ресторанах, чья кухня отчасти напоминает японскую. Кроме того, около 30 компаний продают японские десерты через Интернет.
По словам Татьяны Столяровой, владелицы сети магазинов японских товаров Nippon, японские десерты появились в Петербурге совсем недавно. "В основном популярностью пользуются моти (рисовое тесто со сладкой начинкой) и тайяки — некоторые сладости готовят наши петербургские партнеры, — рассказывает Татьяна Столярова. — Несколько месяцев назад на Литейном пр. открылась японская кафе–пекарня Mochi".
Объем рынка японских товаров в Петербурге оценивают в несколько десятков миллиардов рублей.