Поставщик бетона ЗАО "Метробетон" получил очередной банкротный иск

Крупнейший поставщик бетона для строительства петербургского метро — ЗАО "Метробетон", аффилированное с менеджментом, получило иск о банкротстве.

Аффилированный с ОАО "Метрострой" поставщик бетона "Метробетон" получил очередной банкротный иск. С требованием признать компанию несостоятельной в Арбитражный суд по СПб и Ленобласти обратился Чешский экспортный банк (ЧЭБ, учрежден правительством Чешской Республики), сумма иска не указана. В 2016 году с аналогичными претензиями в адрес предприятия обращалось ООО "Транслогистик" (сумма исковых требований составляла 1,8 млн рублей). Суд вернул иск, так как он был подан с нарушениями. "Метробетон" уже второй год испытывает проблемы с кредиторами. В числе крупнейших — налоговые органы. В 2016 году, судя по СПАРК, ЗАО "Метробетон" на четверть сократило объем заказов (до 2,8 млн рублей), а в 2017–м пока не получило ни одного контракта.
Конкуренты компании поясняют, что предприятие ориентировано не на рыночные поставки, а на потребности крупных государственных заказчиков. И сокращение объема контрактов с ними неизбежно вызывает финансовые трудности у "Метробетона".

Утонули в исках

"Метробетон" в советские годы был частью Ленметростроя, после акционирования которого в 1991 году выделился в самостоятельную структуру с годовым оборотом 3,3 млрд рублей и чистой прибылью 440 млн рублей (2016 год). Согласно данным СПАРК, 0,04% компании принадлежит АО "Компакт", которое контролируется Клименти Касрадзе — до 2016 года он был акционером ОАО "Метрострой", а до лета 2015–го возглавлял его совет директоров.
Остальные учредители "Метробетона" скрыты. По данным участников рынка, это топ–менеджмент "Метростроя" (в "Метрострое" это не прокомментировали).
В прошлом году "Метробетон" начал задерживать расчеты с партнерами, говорят участники рынка. В 2017 году проблемы обострились, в числе наиболее крупных кредиторов компании оказались налоговые органы: за "Метробетоном" числится 224 млн рублей недоимок по налогам и сборам. Управление налоговой службы по Петербургу возбудило против должника исполнительное производство, и в апреле компания погасила долг в 29 млн рублей. Еще около 180 млн рублей составляют исковые претензии к "Метробетону" от других кредиторов ("Автобалттранс": 6,2 млн рублей, "Лафарж нерудные материалы и бетон": 8,6 млн, "Техполимер": 3,86 млн и др.).
В чем суть исковых претензий ЧЭБ, ни "Метробетон", ни сам истец не сообщают.
"Метрострой" отказался комментировать ситуацию вокруг своего партнера, сославшись на то, что заказчик "не вмешивается во внутрихозяйственную деятельность своих подрядчиков и поставщиков". "ОАО "Метрострой" и ЗАО "Метробетон" связывает многолетнее сотрудничество. Претензий к качеству и срокам поставляемой продукции нет", — сообщили в пресс–службе "Метростроя".

Банкротство — способ давления

Участники рынка отмечают, что "Метробетон" не составляет им конкуренцию. Эта компания почти не работает на свободном рынке, она ориентирована на поставки стройматериалов для крупных государственных объектов, поясняет гендиректор Объединенной бетонной компании Виталий Прокуроров. Через систему госзакупок эти контракты не проходят, так как "Метробетон" не подрядчик, а поставщик стройматериалов. По данным сайта "Метробетона", он поставляет железобетонные изделия, товарный бетон и арматуру для строительства метрополитена, ЛАЭС–2, Комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений.
"Компания производит стройматериалы с конкретными характеристиками, которые используются на ограниченном перечне специфических объектов. Как только объемы заказов на этих объектах сокращаются, у "Метробетона" возникают финансовые сложности. Он пытался вписаться в новые стройки, но не очень успешно", — считает представитель другой бетонной фирмы. Так, у "Метробетона" были небольшие поставки на строительство "Лахта центра", но он, похоже, не смог конкурировать с главным поставщиком этого комплекса — "Беатоном" (аффилирован с исполнительным директором проекта "Лахта–центр" Александром Бобковым).
Сейчас основной блок работ по строительству ЛАЭС–2 завершен, и главным источником дохода для "Метробетона" осталось строительство метро. В августе "Метробетон" поставил "Метрострою" последние из 2,9 тыс. железобетонных колец для тоннеля Невско–Василеостровской линии подземки.
Государственные контракты обычно оплачиваются с задержкой. Поскольку у "Метробетона" нет подушки безопасности в виде большого числа крупных контрактов, он, видимо, тоже нарушает сроки расчетов со своими контрагентами. "Раньше они были готовы подождать лишние 2–3 месяца, но сейчас всем нужны деньги, и кредиторы используют банкротные иски как способ давления", — считает глава петербургской бетонной компании. Он полагает, что проблем с расчетом по долгам у "Метробетона" не будет: как только "Метрострой" начнет проходку очередного тоннеля подземки, поставщик бетона получит новый контракт на поставку стройматериалов.