Бізнесу немає. За последние 4 года бизнес украинских предпринимателей, которые работают в Петербурге, стал убыточным

После смены власти в Киеве многие украинские бизнесмены, работающие в Северной столице, несут многомиллионные убытки. К такому выводу пришел "ДП", изучив отчетность 150 петербургских компаний, учредителями которых являются граждане Украины.

В Петербурге на сентябрь 2017 года зарегистрировано 990 действующих компаний, учредителями которых выступают граждане Украины (владеют не менее 1% уставного капитала). Финансовую отчетность регулярно сдают 150 компаний. Судя по представленным в Росстат и налоговую данным, еще в 2013 году их совокупная выручка составила 9,5 млрд рублей, а прибыль — 225 млн рублей. Однако уже в 2015 году, в разгар российско–украинского конфликта, при выручке 7,8 млрд рублей украинские компании понесли совокупный убыток 428 млн рублей.
При этом в целом финансовые показатели петербургских предприятий остаются положительными: по результатам работы петербургских бизнесменов в 2015 году положительное сальдо (прибыль минус убыток) составило 489,7 млрд рублей. На этом фоне убыточность украинского бизнеса особенно бросается в глаза.

"Никакой политики"

Уже в первые дни политического конфликта стало ясно, что он неизбежно коснется экономических отношений двух стран. В начале марта 2014 года, когда в Киеве разворачивались драматические события, ряд крупных украинских бизнесменов обратились к российским коллегам с просьбой не допустить войны.
Опрошенные петербургские предприниматели тогда в один голос заявили, что обострение отношений между странами принесет бизнесу, связанному с Украиной партнерскими отношениями, одни убытки. И оказались правы.
Многочисленные запретительные меры, установленные российским и украинским законодательством, привели к существенному ограничению импорта и экспорта.
Взаимодействие не могло прекратиться полностью: вместо прямых поставок с Украины запрещенные к ввозу товары и сырье теперь ввозятся в Россию через страны–посредники, а украинские компании открывают отделения на территории РФ, чтобы избежать дополнительных проблем с логистикой.
Тем не менее объемы украинского импорта в Петербург с 2014 года неуклонно снижались. И хотя в этом году наблюдается тенденция к его росту, прогнозируемый объем поставок ($250 млн) почти в 2 раза меньше, чем до начала политического конфликта.
Даже самый известный украинец с собственным бизнесом в России — действующий президент Петр Порошенко — не смог избежать экономических проблем: имущество его липецкой фабрики Roshen оказалось арестовано, так что его предвыборное обещание избавиться от российских активов так и осталось невыполненным. Тем не менее конфеты Roshen все еще присутствуют на нашем рынке, так что можно сказать, что бизнес президента Украины в России продолжает работать.

Украинцы в Петербурге

Наибольший интерес журналистов с самого начала конфликта вызывали структуры, связанные с сыном предыдущего президента Украины — Александром Януковичем. Они ведут девелоперский бизнес через петербургскую компанию "Арсенал инвест". Однако о крупных успехах родственников опального президента ничего не слышно.
Давним и уважаемым участником местного рынка является производитель лакокрасочной продукции "Новбытхим" — до начала конфликта он был самым прибыльным городским предприятием с украинским капиталом.
Заметные позиции занимает ООО "Водорой" (50% капитала — у гражданина Украины), занимающееся очисткой водоемов: компания в 2014 году получила прибыль в размере 32,3 млн рублей.
Еще одним заметным украинским предпринимателем в Петербурге является уроженка Одессы Татьяна Березина, учредившая в Северной столице ООО "Березина" и ТД "Табак" (оптовая торговля табаком). Пожалуй, она одна из немногих украинских предпринимателей, которым продолжает улыбаться удача: совокупная выручка империи Березиной в 2015 году составила 5,5 млрд рублей.

Поставщики убытков

Самые большие убытки после начала конфликта показали ООО "Балтийский альянс" (убыток в 2015 году — 659 млн рублей, занимается оптовой торговлей), продавец стройматериалов "Еврострой" (в 2014 году предприятие потеряло 58 млн рублей) и агентство недвижимости "Бау–Инвест" (в 2013 году убыток был равен 51 млн рублей).
Нелучшим образом обстоят дела и у компаний, связанных с машиностроительной, металлургической, химической и сельскохозяйственной отраслями.
Для России Украина долгое время была крупным поставщиком по этим направления. Например, на нашу страну до недавнего времени приходилось 52% экспортируемой с Украины машиностроительной продукции (на $5,35 млрд). Но с началом военных действий на юго–востоке Украины многие расположенные там металлургические заводы попросту встали и теперь с трудом восстанавливают производство, а производимая на западе страны металлургическая продукция резко выросла в цене. Это сыграло на руку российским производителям.
"Если раньше украинский металл было выгодно приобретать, то на сегодняшний день та же "Северсталь" дает конкурентоспособные цены. Зачем рисковать и отправлять деньги на Украину, когда сегодня завод работает, а завтра его разбомбили? Или когда власть поменялась и все заморозилось, как у Сбербанка? Поэтому наша компания больше не работает с украинскими поставщиками", — прокомментировал ситуацию представитель компании "Стальмет" Юрий Смирнов.
Очень зависел от украинского производства и российский ОПК. Профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский отмечает, что хотя Россия и наладила производство собственной оборонной продукции вместо украинской, но это была вынужденная мера. Эксперты отмечают, что существовавшая ранее экономическая кооперация между Россией и Украиной была более выгодной схемой и приносила доход обеим сторонам, в то время как импортозамещение повлекло за собой дополнительные финансовые затраты.
Украинцы, открывшие собственное дело в Петербурге и Ленобласти, в целом подтвердили общее снижение рентабельности своего бизнеса. В ходе бесед с "ДП" многие из них, например генеральный директор российско–украинского строительного ООО "Волгатрансстрой" Надежда Григорьева, нашли причину в области политики, хотя некоторые отказываются проводить прямые параллели. "Волгатрансстрой" 50 / 50 принадлежит российскому и украинскому гражданам, по итогам 2015 года он показал убыток 600 тыс. рублей при существенном увеличении выручки, хотя в предыдущие годы работал с прибылью. "Однако я не думаю, что это нужно напрямую ассоциировать с отношениями между Украиной и Россией. Причиной скорее является ситуация в мировом сообществе, в отношениях России и США", — считает Надежда Григорьева.
Многие украинские предприниматели, работающие в России, говорят, что не чувствуют устойчивости, уверенности в том, что их бизнес в перспективе может дать хорошие результаты. В среде предпринимателей с Украины настроение такое, что они иногда даже не хотят говорить, выходцами какой страны являются. К сожалению, местное население, и бизнесмены в том числе, под воздействием СМИ относятся к ним достаточно отрицательно. Мое личное мнение — происходит выдавливание из бизнеса представителей Украины.
Василий Тегза
руководитель ГОО "Украинская национально–культурная автономия Санкт–Петербурга"
Обращений о притеснении украинского бизнеса в Петербурге я не получал. Снижение прибыльности предприятий, открытых в нашем городе гражданами Украины, скорее связано с увеличением себестоимости продукции: с повышением арендной платы, стоимости энергоносителей, транспортных услуг и прочими расходами. Да, ужесточился финансовый контроль. Да, осложнилась ситуация с денежными переводами, так как налоговая служба сейчас пристально контролирует офшоры и различные схемы ухода от налогов. Но никаких законодательных изменений в отношении украинских предпринимателей не произошло.
Александр Абросимов
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге