Крупнейшие иски и банкротства

"ДП" традиционно публикует данные мониторинга крупнейших исков, принятых к рассмотрению Арбитражным судом СПб и ЛО за май–август 2017 года, а также крупнейших процедур банкротства, стартовавших в этот период.

За период с 1 мая по 31 августа 2017 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял к рассмотрению более 25 тыс. исков о взыскании долгов. В топ–10 мониторинга "ДП" "Кто с кем судится" попали иски на общую сумму 19,2 млрд рублей (для сравнения: в прошлом сезоне этот показатель составил 6,5 млрд рублей). За этот же период с мая по август в Петербурге и Ленобласти, по данным CredInform, стартовала 161 процедура банкротства компаний с общими активами на 55,5 млрд рублей и долгами на 54 млрд. В топ–10 попали банкроты с активами на сумму 32,3 млрд рублей и долгами почти на 28,5 млрд. Для сравнения: в предыдущем сезоне (март–апрель 2017 года) стартовало 95 процедур в компаниях с активами на 35,4 млрд рублей и долгами на 35,1 млрд.

Самые крупные иски

Крупнейшим иском минувшего сезона стало требование ООО "Мега–Гарант" к АО "Национальная фруктовая корпорация Джей Эф Си" на 4,985 млрд рублей. Ответчик — одна из последних не банкротящихся структур группы JFC петербургского бизнесмена и театрала Владимира Кехмана, на 100% принадлежащая давно обанкротившемуся ЗАО "Группа Джей Эф Си". Истец — фирма из Уфы, принадлежащая предпринимателю Александру Баталову. Фирма специализируется на скупке проблемной задолженности, а попутно торгует автомобильными мультимедиа. Пока в материалах дела нет данных о том, у какой организации фирма купила дебиторскую задолженность банкрота, как и о юристах, сопровождающих этот кейс.
На втором месте — иск союза строительных СРО "Строительный ресурс" к УК "Норд–Вест капитал" на сумму 4,184 млрд рублей. На третьем месте — иск офшора Amlevor Finance Limited к Верхневолжскому кожевенному заводу на 2,6 млрд рублей. Никакой привязки у ответчика к Петербургу в открытых источниках не имеется. Что касается офшорного истца, то он раньше участвовал в деле о банкротстве московского ЗАО "СК Строймонтаж", в котором активно участвовал в качестве кредитора банк "Санкт–Петербург".
На третьем месте иск ООО "Здоровые люди" к бывшим топ–менеджерам и акционерам на сумму 1,41 млрд рублей. В 2015 году сеть объединяла 70 аптек в Петербурге (а в 2013–м — более 300), но уже в 2016 году сократилась всего до семи точек. Причиной, как выяснил акционер компании, банк ЕБРР, стал перевод "дочек" ООО на двух физлиц — Александра Данилкина и Георгия Наумова. Попытки банка оспорить эти сделки все еще продолжаются: суд рассматривает иск банка до сих пор. Между тем ЕБРР уступил свои акции и права требования по кредиту в пользу международной юридической фирмы BGP Litigation, которая параллельно пошла по пути взыскания убытков с менеджеров. Судя по материалам арбитражных дел, это возымело эффект: буквально на днях в суд поступили ходатайства истца о возвращении искового заявления.

Самые крупные банкротства

Крупнейшей компанией, в отношении которой Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в минувшем сезоне ввел процедуру банкротства, стало ПАО "Транспортно–логистический комплекс", входящее в группу "Компания Усть–Луга". Суд ввел в компании наблюдение по требованию ООО "Гросс–ритейл" на сумму 5,1 млрд рублей.
Это кредитные долги ТЛК перед Сбербанком, выданные ей в 2010–2011 годах. Банк уступил права требования по ним в июле 2015 года, когда стало известно о финансовых проблемах "Усть–Луги" (компания вышла из банкротства только в конце 2016 года). За кредитора выступает юридическая фирма "Стратагема" Галины Шмыговой, бывшей замначальника ТУ Росимущества, за должника — штатные юристы "Усть–Луги".
На втором месте банкротство "ИТБ–Холдинга" — компании, владевшей около 20% Инвестторгбанка (активы на август 2017 года — 131 млрд рублей, № 53 по России) до его санации. С 2015 года банк санируется московским Транскапиталбанком. Наблюдение в отношении "ИТБ–Холдинга" было введено в мае по требованию Инвестторгбанка на сумму 300 млн рублей. Впрочем, это лишь первое из нескольких требований банка на общую сумму более 1 млрд рублей. А общая дыра в балансе кредитной организации на момент введения в ней санации оценивалась в 29 млрд рублей.