Должен же быть какой–то другой инструмент!

 

Меня что потрясло за последнее время, так это действия нашей доблестной налоговой инспекции. Она провела проверку деятельности загруженного работой крупного предприятия, в котором работают 600 человек, за 2010–2012 годы, доначислила этому предприятию НДС более чем на миллиард рублей и, не дожидаясь, пока вступят в силу судебные акты об оспаривании этого доначисления, не обращаясь к судебным приставам, не применяя никакие другие инструменты, подала на банкротство этого предприятия.
Суды идут. Из этого доначисленного миллиарда с какой–то частью я могу согласиться: в прошлом мало у кого нельзя найти ни одного нарушения. Какая–то часть выставлена с серьезными процессуальными нарушениями — налоговики сработали достаточно грязно, не утруждая себя соблюдением всех процессуальных норм, что дает нам основания для оспаривания санкций, но иллюзий по их поводу я не испытываю. Сегодня практически все споры против налоговой — независимо от ее реальной правоты — решаются арбитражными судами в пользу налоговой. Это уже не просто опытным путем доказанная теорема, а практически аксиома.
Предусмотренная законом годовая рассрочка для погашения долга по налогам в рамках возможного мирового соглашения с налоговым органом предприятию не поможет: за такой короткий срок миллиард оно не заработает и отдать не сможет. За 3–5 лет могла бы, полагаю. Но такой срок, увы, закон почему–то не предусматривает.
В результате компания, выполняющая важную социальную миссию (строит метро), с почти 100%–ной вероятностью упадет в процедуру несостоятельности, и кредиторы — в том числе налоговая — получат через те же 3–5 лет где–то 10% от суммы своих требований. Это уже из практики банкротств среднее статистическое значение. Где–где, а в банкротствах наша фирма как раз таки действует более–менее эффективно.
В итоге деньги бюджет так и не получит, зато 600 человек будут выкинуты на улицу, лишатся работы. И предприятие, которое при всех, даже в самом деле допущенных нарушениях было крупным налогоплательщиком, просто умрет.
Иэто не единичный кейс: это стало обычной практикой в Петербурге. Только я в своей практике вижу три таких случая, когда драконовская политика петербургской налоговой привела к уходу крупного налогоплательщика. Кто имеет возможность откупиться от государства, тот платит доначисленную сумму, а затем снимается с регистрации и уходит в другой регион. На моей только памяти несколько крупных компаний перерегистрировались в Ленобласти, где их приняли с распростертыми объятьями.
По–моему, пора государству объяснить налоговикам (особенно УФНС по Петербургу!), что уже хватит. Перестарались. И добавить в законодательство новые инструменты для урегулирования недоимок. Должны же быть какие–то еще инструменты кроме банкротства налогоплательщика! Если курица несет не золотые яйца, а простые, это не значит, что ее надо резать!
Автор: управляющий партнер "Лигал групп" Татьяна Падалко