В Ленобласти растет малый бизнес

Ленобласть. За год в регионе число малых предприятий выросло на 2,5 тыс. и составило более 60 тыс. компаний и ИП. Большинство из них — торговые и перерабатывающие.

По данным комитета по развитию малого и среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, за 9 месяцев 2016 года наибольший удельный вес по числу предприятий (без учета ИП) приходится на оптовую и розничную торговлю — 22,1%, обрабатывающие производства — 21,2%, операции с недвижимым имуществом — 17,2% и строительство — 12,7%.
О росте субъектов малого бизнеса сообщил губернатор региона Александр Дрозденко на форуме малого и среднего бизнеса Ленинградской области. По словам чиновника, число малых предприятий достигло 61 тыс., а их суммарный оборот составил около 500 млрд рублей — это 24% от общего оборота всех компаний Ленинградской области. При этом в малом бизнесе занято 205 тыс. человек (27,5% от общего числа экономически активного населения). За 2016 год предприниматели инвестировали в собственные проекты 19 млрд рублей.

Причины роста

Как рассказала "ДП" Светлана Нерушай, председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка ЛО, число предпринимателей выросло благодаря поддержке правительства. В их числе, например, оказалось упрощение процедуры регистрации. Сейчас в области работает 33 МФЦ, где в том числе оказывают содействие при создании бизнеса. Также предпринимателей бесплатно консультируют в 25 муниципальных фондах поддержки малого бизнеса — начинающим помогают в подготовке бизнес–планов и вопросах финансового планирования.
"В 2016 году мы смогли провести 50 региональных семинаров, а уже к концу 2017 года их число достигнет 150", — рассказывает Светлана Нерушай.
Другой точки зрения придерживается Алексей Садов, владелец ООО "Сила Лета" из Гатчины.
По словам предпринимателя, малый бизнес в Ленинградской области как раз ощущает острую нехватку консультативных услуг. "Не хватает информации о субсидиях и грантах, возможно, специальные консультации проводятся, но об их существовании я не слышал", — говорит Алексей Садов, который выращивает зелень. Вместе с тем предприниматель не исключает того, что рост субъектов малого бизнеса связан и с увеличением числа сельхозпроизводителей. "Все больше моих знакомых интересуются сельским хозяйством и пытаются начать им заниматься. Это хорошо, фермерам почти никто не мешает работать", — рассказывает предприниматель.
Глава Ассоциации фермерских и личных хозяйств Ленобласти Михаил Шконда считает, что частично на рост малого бизнеса оказала влияние господдержка, которая в 2016 году в Ленобласти составила 500 млн рублей.
"Но также это может быть банально связано с законодательством. Например, закон о саморегулируемых организациях (СРО), согласно которому все предприятия должны были перейти в тот регион, в котором зарегистрированы их СРО. Часть из них находилась в Ленобласти, и в 2016 году компании массово туда съехались", — комментирует Михаил Шконда.

Меньше проверок

Несмотря на рост числа предприятий, барьеры для развития малого бизнеса не исчезли. "Производство развивается тяжело, потому что не хватает финансовых ресурсов — кредиты очень сложно получить", — рассказывает Михаил Шконда. Также, по его словам, за последние годы заметно снизилась покупательная способность населения, стало сложнее реализовывать фермерские товары: "Раньше фермеры работали на растущем рынке, на стагнирующем намного сложнее". По словам Александра Дрозденко, в 2017 году ожидается снижение внеплановых проверок малого бизнеса в регионе на 30%. Губернатор подчеркнул также, что у каждой внеплановой проверки "должны быть имя и адрес", то есть человек, отправивший жалобу на работу того или иного предпринимателя, также должен нести ответственность за свои действия.