Краткосрочная защита

В последнее время все больше страховых компаний предлагают защитить жилье на период отпуска. Сегмент для России перспективный, учитывая рост в сегментах страхования частного имущества и страхования путешественников.

Краткосрочные продукты по страхованию имущества появились на рынке не так давно и сегодня чаще всего предлагаются как дополнение к медицинскому страхованию выезжающих за границу (полисы ВЗР, без которых не получить шенгенской визы).
Пока доля продаж таких продуктов в общем портфеле невелика, отмечает Александр Крайник, начальник отдела интернет–маркетинга и развития дистанционных сервисов компании "Ингосстрах", так как емкость ограничена спросом: в первую очередь эти продукты актуальны для клиентов, которые выезжают в отпуск. Классическое же страхование имущества, оформляемое обычно на год, востребовано другой категорией клиентов, которые хотят защитить и сохранить свою недвижимость на протяжении всего времени, а не только на краткосрочный период, добавляет эксперт.
Тем не менее с учетом быстрого роста онлайн–страхования туристов в России и осознанного выбора дополнительных услуг эксперты прогнозируют ощутимый рост продаж этого продукта. В 2016 году, согласно исследованию "Эксперта РА", именно страхование от несчастных случаев и болезней внесло наибольший вклад в прирост страхового рынка (плюс 27,1 млрд рублей в целом по России). "Все будет зависеть от активизации посредников, реализующих коробочные продукты, состояния рынка ипотеки, который сегодня во многом формирует объемы продаж страховых продуктов, а также ориентации агентских сетей на работу со страхованием недвижимости, — отмечает Артем Искра, управляющий директор департамента андеррайтинга розничного страхования группы "Ренессанс страхование". — Сегодня доля застрахованных квартир в Петербурге не превышает 15%, в Москве ситуация гораздо лучше благодаря городской программе страхования жилья. В любом случае рынку есть куда расти, но важным фактором роста здесь является позитивная динамика реальных располагаемых доходов населения".

Коробочная практика

В целом страхование недвижимости частных лиц — один из самых быстрорастущих видов. Сборы в этом сегменте в I квартале 2017 года составили 11,47 млрд рублей, увеличившись на 16%. В том числе в Петербурге было собрано 540 млн рублей. Примерно треть премий приходится на страхование квартир, две трети — загородных домов, полагает Артем Искра.
По мнению директора департамента имущественного андеррайтинга и перестрахования компании "Либерти Страхование" Светланы Бородиной, интерес к страхованию связан прежде всего с ростом информированности населения о страховых услугах через призму ОСАГО и всплеска ипотечных программ в последние 5 лет. Вторая причина — активное развитие банковского канала продаж страховых услуг и пакетных предложений — коробочных полисов с упрощенной процедурой оформления. В портфеле "Либерти Страхования" доля клиентов, которые покупают короткие полисы по страхованию имущества на время отпуска, оформляя страховку путешественников, в Петербурге составляет 3–4%. В Москве эта доля значительно ниже — 1%, что связано с реализацией в столице муниципальной программы страхования жилья.
"Динамика продаж напрямую связана с продажами полисов по страхованию путешественников в целом. В сезон новогодних и майских праздников, в летний период в целом количество полисов по страхованию путешественников растет", — говорит Светлана Бородина. В полисах страхования путешественников доля премии, приходящейся на имущественное покрытие, может колебаться от 7 до 9%.
Краткосрочные продукты по страхованию жилья специфичны именно для российского рынка.
"У нас не очень развито страхование имущества частных лиц, и люди могут купить эту опцию под конкретную потребность. На Западе проникновение страхования имущества — от 50 до 90% в некоторых странах и граждане защищают свое жилье, как правило, на целый год", — объясняет Артем Искра.
Если говорить о спросе, то, согласно статистике "Ингосстраха", на 1 тыс. оформленных договоров туристов приходится всего около 15 полисов страхования квартир, при этом средний чек составляет примерно 700 рублей. Полис страхования недвижимости, конечно, можно купить и отдельно.

Особенности оформления

Полис на период отпуска — это коробочный продукт, осмотра помещения и оценки имущества не требуется. Оформление занимает 2–3 минуты: для расчета нужно только указать срок страхования, адрес квартиры и информацию о страхователе. Получателем выплаты при страховом случае будет собственник / собственники квартиры. Договор оформляется на любой период, в зависимости от продолжительности поездки, а стоимость зависит от сроков страхования и страховой суммы (покрытия, в рамках которого страховщик произведет выплаты).
"В среднем цена определяется из расчета 100 рублей в день. Так, например, полис на 2 недели стоит порядка 800 рублей при страховой сумме 500 тыс. рублей, 1,8 тыс. рублей при сумме 1,2 млн рублей и 3 тыс. рублей при сумме 2 млн рублей, — рассказывает генеральный директор страхового общества "Помощь" Александр Локтаев. — Если в отсутствие хозяина произойдет страховой случай, компания возместит стоимость утраченного имущества в рамках указанных покрытий".
"Основная масса полисов покупается на 7–35 дней, а возраст страхователей составляет 25–45 лет, — отмечает Светлана Бородина. — Данное покрытие мы продаем только в интернет–канале, именно этот сегмент представляет покупателей, которые пользуются цифровыми технологиями и вместе с тем имеют возможность путешествовать".
Наиболее распространенные риски — кражи, протечки и пожары. Грабители в большинстве случаев забирают не только деньги, но и дорогостоящую технику. Протечки тоже часто происходят именно в отсутствие жильцов. Полис защищает от всех этих рисков и учитывает не только саму недвижимость, конструктив, но и внутреннюю отделку, инженерное и сантехническое оборудование дома, ценные вещи, а также гражданскую ответственность перед соседями (в этом случае при потопе или пожаре страховая компания возместит ущерб пострадавшим соседям).