Верные убытки сети

Сеть "Верный", в которую инвестирует основатель "Пятерочки" Андрей Рогачев, за 4 года существования не смогла преодолеть точку безубыточности: в 2016 году убыток ретейлера от продаж достиг 4,2 млрд рублей.

Выручка петербургского ООО "Союз Св. Иоанна Воина" (операционная компания сети "Верный") в 2016 году увеличилась на 13%, до 34,5 млрд рублей. Убыток от продаж вырос почти на 8%, до 4,2 млрд рублей, а коммерческие расходы — на 13%, до 9,7 млрд рублей. При этом чистый убыток сократился на 13%, до 1,28 млрд рублей, свидетельствуют данные СПАРК. Финансовые показатели сети достаточны для повседневной работы, считают эксперты, однако они не уверены, что в таких условиях сеть сможет интенсивно расширяться.

Поздний старт

Первые магазины "Верный" открылись в октябре 2012 года в Петербурге и Москве. По оценке "Инфолайн", на 1 января 2017 года сеть насчитывала 435 объектов, в 2016 году закрылось 20 магазинов. Выручка с 1 м2 в 2016 году по сравнению с 2015 годом не изменилась и составила примерно 184 тыс. рублей. При этом у основных конкурентов выручка заметно больше: у "Пятерочки" — 235 тыс. рублей с 1 м2, у "Магнита" — 230 тыс. рублей. Низкий показатель "Верного" на фоне конкурентов эксперты объясняют более поздним выходом сети на рынок, из–за чего точки расположены не в самых лучших локациях.
Генеральный директор "Инфолайн" Иван Федяков отмечает, что у "Верного" показатель выручки с 1 м2 нормальный — он чуть ниже среднего, но для работы этого достаточно, а вот для активного развития выручка должна быть гораздо выше. "Ретейлеру, на мой взгляд, пока не удается предложить ничего нового потребителям, во многом "Верные" — все те же "Пятерочки". Это печально, так как первые магазины были очень инновационные", — говорит Иван Федяков.
Кроме того, у "Верного" объекты расположены в разных регионах. Например, в Тульской области девять точек, в Новгородской — семь, в Татарстане — 17. Такой разброс неудобен и с логистической, и с управленческой точки зрения. Однако "Верный" не спешит закрывать точки в отдаленных от головного офиса регионах, притом что в Московской области закрылось в прошлом году 15 объектов, в Петербурге — семь, подсчитали в "Инфолайн".

Нереальная отчетность

В "Верном" в ответ на запрос "ДП" сообщили, что данная отчетность не отражает реальные финансовые результаты, так как это данные одного юрлица, а не всей группы компаний, у которой "прибыль от операционной деятельности положительная, а не отрицательная". Что касается небольшого числа торговых объектов в отдаленных регионах, в "Верном" сообщили, что рассматривают эти направления как дополнительные точки роста для развития сети. И уже в 2018 году их количество значительно увеличится.
"Розничные магазины "Верный" работают в формате жесткого дискаунтера. Основные средства ретейлер получает с оборота и за счет существенных скидок поставщиков, нуждающихся в срочной реализации продукции, не нашедшей спроса на рынке. Торговая наценка минимальна, а на реализацию берутся товарные остатки поставщиков, которые не были проданы в крупные федеральные сети", — отмечает начальник аналитического отдела ЗАО "Инвестиционная компания ЛМС" Дмитрий Кумановский. Срочная реализация небольшой партии товара, например, с неподходящими этикетками или просто выпущенного производителем по ошибке, может проводиться прямо в ближайших магазинах, что упрощает логистику, поясняет эксперт.
В промышленно развитых странах магазины, подобные сети "Верный", популярны у граждан с низким и средним доходом. Сотрудничество с ними выгодно и производителям, которые могут исправлять через такие каналы собственные маркетинговые ошибки. Но в России из–за чрезмерной концентрации сетей, особенно на Северо–Западе, крупные ретейлеры и так добиваются больших скидок от поставщиков, вынуждая их субсидировать промоакции и выпуск продукции под собственными торговыми марками. Все это ограничивает развитие альтернативных торговых каналов, а также оттягивает из жестких дискаунтеров покупателей, которые не видят существенной ценовой разницы между товарами на полках дискаунтеров и в федеральных сетях.