Фронтовик и авангардист

 

Советское искусство рассказывало о Второй мировой патетично и без авангардистских изысков. Наша память о войне — Родина–мать на Мамаевом кургане, "Оборона Севастополя" Дейнеки или мемориал в берлинском Трептов–парке. Большинство наших военных памятников решены в реалистической манере. В отличие от СССР, в Европе и США об опыте 1939–1945 годов художники говорили на разные лады. О трагедии холокоста или о французском Сопротивлении есть и экспрессионистские, и сюрреалистские, и абстракционистские работы. Были, конечно, и в СССР исключения из соцреалистических правил. "Разорванное кольцо" Симуна, установленное на подъезде к Ладоге в память о прорыве блокады, — классика минимализма. Между прочим, американским минималистам Джадду, Моррису или Серра, охотнее остальных членов движения работающему с большими формами, такие пафосные монументы едва ли по силам.
Вадим Сидур был одним из первых советских скульпторов, начавших говорить о войне на языке Бранкузи, Джакометти и Мура. В 1960–е это казалось невозможным. Сейчас Сидур — классик модернистского искусства. Дебютировал он для своего времени традиционно, как реалист, но уже в 1950–е заинтересовался модернистским декоративным искусством. Его керамику тех лет можно увидеть в Манеже. Здесь же формы для линогравюр, вырезанные на квадратной плитке линолеумного паркета — новшества оттепельных лет. Эта графика — о пережитом на войне. Сидур ушел на фронт подростком. Воевал, был тяжело ранен. Об ужасах войны и о достоинстве, которому научил фронтовой опыт, — его лучшие работы. Сидур известен скульптурами, выполненными в металле. С 1960–х его мастерская была одним из центров московской интеллектуальной жизни. За рубежом его работы высоко ценили, главным образом в Германии. В Касселе на главной площади, в эпицентре знаменитой "Документы", установлена его скульптура. Среди поклонников Сидура — Сэмюэл Беккет и Джон Бардин. Выставка в Манеже знакомит нас с разными периодами творчества скульптора, пусть на ней и нет его ключевых работ. Она воздает должное художнику, который до последнего времени, к сожалению, на родине был больше известен специалистам.