Пешеходные улицы: медленный переход

До конца года в Петербурге обещают благоустроить пешеходную часть Большой Морской ул. за 30 млн рублей.

Всентябре начнутся работы по благоустройству участка Большой Морской ул. от Невского пр. до арки Главного штаба, официально ставшего пешеходным еще в августе 2015 года. Об этом "ДП" рассказала заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Лариса Канунникова. Завершатся работы до конца этого года. Благоустройство оплатит "Газпром", который в последние годы за свой счет мостит тротуары в центре Петербурга. Обойдутся работы в 30 млн рублей.

Обещанного год ждут

Конкурс архитектурных проектов на благоустройство пешеходной части Большой Морской ул. состоялся в прошлом году. Жюри выбрало совместную работу мастерской "АМ–ТРИ" и бюро "Хвоя".
Главные изменения, которые предлагает проект, — новое мощение в виде больших концентрических кругов, символизирующих анфилады Эрмитажа, гранитные скамьи и фонтан из гранитной плиты. Рабочую документацию на основе этого проекта готовило ПО "Возрождение".
Еще в июле исполнение проекта оказалось под вопросом из–за того, что "Газпром" был готов выделить только половину из необходимых на благоустройство зоны 30 млн рублей. Однако в августе Смольный и энергетическая корпорация пришли к соглашению, говорит Лариса Канунникова. Почему "Газпром" передумал, не сообщается, в компании на запрос "ДП" не ответили.
Лариса Канунникова сообщила, что кроме благоустройства пешеходной части у Главного штаба в августе началась реконструкция частично пешеходной Первой Советской ул.

Мечта урбанистики

Сегодня в Петербурге насчитывается пять полностью пешеходных улиц: Первая Советская, Малая Садовая и Малая Конюшенная ул., 6–7–я линии В.О. и Финский переулок. С момента появления последней прошло почти 13 лет. Есть и полупешеходные Большая Московская ул. и ул. Правды, а в 2011 году полупешеходным стал участок наб. канала Грибоедова от Невского пр. до Спаса на Крови.
В 2017 году появления других пешеходных зон, кроме части Большой Морской ул., не ожидается, хотя, по мнению специалистов, такие зоны положительно влияют на экономику городов и туризм. Например, компания Arup в исследовании "Живые города: На пути к пешеходному миру" подсчитала, что стоит превратить обычную улицу в пешеходную, как продажи в расположенных на ней торговых точках увеличиваются на 170%. Более того, снижаются экономические потери от заторов, экономятся средства на содержание дорог. За год инвестиции в тротуары благодаря улучшению здоровья людей и уменьшению выбросов в атмосферу окупаются более чем в 2 раза, уверяют специалисты.
В 2004 году в Петербурге была утверждена концепция развития пешеходных территорий в историческом центре города. Речь шла о 14 территориях "комфортного движения для пешеходов" в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах. Пешеходными в этом документе объявили Биржевой проезд, Тифлисскую ул., Биржевую линию, Тучков, Биржевой и Волховский переулки, а также пл. Академика Сахарова. Документ поработал недолго: в сентябре 2007 года концепция была заморожена до 2010 года, а затем и вовсе забыта.
Тем не менее время от времени властям поступают предложения сделать некоторые улицы пешеходными.
В августе волонтеры международной студенческой организации AISEC выступили с идеей частично ограничить движение машин по ул. Ефимова. Они провели исследование пешеходных потоков в районе Сенной пл., в ходе которого выяснилось, что ул. Ефимова в часы пик переходят по зебре по 5 тыс. человек в час, при этом еще около 2 тыс. человек пересекают ее в хаотичном порядке. Иван Уралов, главный художник Северной столицы с 1994 по 2004 год, подчеркивает, что превращение улицы в полупешеходную — наиболее удобное и современное решение. "Город невероятно теряет в эстетическом отношении из–за огромного обилия личного транспорта", — уверен Иван Уралов. Ограничение движения на улице стимулирует автовладельцев выбирать альтернативный транспорт, вместо того чтобы создавать пробки.
А вот директор ассоциации НП СРО "РОССО–Дормост" Кирилл Иванов, напротив, уверен, что обилие пешеходных улиц создаст проблемы как раз для тех горожан, которые на них живут.