Переход на пешеходов: Большую Морскую улицу скоро благоустроят

Автор фото: АБ "Хвоя"
Автор фото: АБ "Хвоя"

До конца года в Петербурге обещают благоустроить часть Большой Морской улицы возле арки Главного штаба — первую пешеходную зону, созданную в городе за последние 10 лет. Строительные работы начнут в сентябре, 30 млн рублей на них выделит "Газпром".

В сентябре начнутся работы по благоустройству участка Большой Морской улицы от Невского проспекта до арки Главного штаба, который официально стал пешеходным еще в августе 2015 года. Об этом "ДП" рассказала заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Лариса Канунникова. Завершат благоустройство до конца этого года.
Работы оплатит "Газпром", который в последние годы за свой счет мостит тротуары в центре Петербурга. Еще в июле проект был под вопросом, поскольку тогда компания была готова выделить только половину из необходимых на благоустройство зоны 30 млн рублей. Но в августе Смольный и энергетическая корпорация пришли к соглашению, говорит Лариса Канунникова. Почему "Газпром" передумал, не сообщается, в компании не ответили на запрос "ДП".
Конкурс архитектурных проектов на благоустройство пешеходной зоны состоялся в прошлом году. Жюри выбрало совместный проект мастерской "АМ-ТРИ" и бюро "Хвоя". Главные изменения, которые предлагает проект, — новое мощение в виде больших концентрических кругов, символизирующих анфилады Эрмитажа, гранитные скамьи и фонтан из гранитной плиты. Рабочую документацию на основе этого проекта готовило ПО "Возрождение".
Кроме благоустройства пешеходной части у Главного штаба в августе началась реконструкция частично пешеходной Первой Советской улицы, сообщила Лариса Канунникова.

Все для пешеходов

Появления других пешеходных зон в 2017 году в городе не ожидается, хотя они, по мнению специалистов, положительно влияют на экономику, местный бизнес и туризм. Компания Arup в исследовании "Живые города: На пути к пешеходному миру" (Cities Alive: Towards a walking world) подсчитала, что стоит превратить обычную улицу в пешеходную, как продажи в расположенных на ней торговых точках увеличиваются на 170%. Больше пешеходов — больше покупателей. Более того, снижаются экономические потери от заторов, экономятся средства на содержание дорог. За год инвестиции в тротуары благодаря улучшению здоровья людей и уменьшению выбросов в атмосферу окупаются быстрее чем в 2 раза. Когда район становится безопаснее и живее, растет цена недвижимости и уменьшается количество пустующих помещений.  
В 2004 году в Петербурге была утверждена концепция развития пешеходных территорий в историческом центре города. Речь шла о 14 территориях "комфортного движения для пешеходов" в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах. Пешеходными в этом документе объявили Биржевой проезд, Тифлисскую улицу, Биржевую линию, Тучков, Биржевой и Волховский переулки, а также площадь Академика Сахарова. Документ поработал недолго: в сентябре 2007 года концепция была заморожена до 2010 года, а затем и вовсе забыта.
Время от времени властям поступают предложения сделать некоторые улицы пешеходными. В августе волонтеры международной студенческой организации AISEC выступили с идеей частично ограничить движение машин по улице Ефимова. Они провели исследование пешеходных потоков в районе Сенной площади, в ходе которого выяснилось, что улицу Ефимова в часы пик переходят по зебре по 5 тыс. человек в час, а еще около 2 тыс. человек пересекают ее в хаотичном порядке.
Иван Уралов, главный художник города с 1994 по 2004 год, подчеркивает, что превращение улицы в полупешеходную — наиболее удобное и современное решение. "Город невероятно теряет в эстетическом отношении из-за огромного обилия личного транспорта", — уверен Иван Уралов. Ограничение движения на улице стимулирует автовладельцев выбирать альтернативный транспорт вместо того, чтобы создавать пробки.
Но не все с таким энтузиазмом относятся к ограничению движения. По словам директора ассоциации НП СРО "РОССО-Дормост" Кирилла Иванова, обилие пешеходных улиц создаст проблемы для горожан, которые на них живут.

Прогулки, а не посиделки

Самые удобные пешеходные зоны в Петербурге — это Малая Садовая и Малая Конюшенная улицы, считает руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Assept Management Group Екатерина Тейдер. По ее словам, здесь много различных общественных зон: кафе, рестораны, магазины, офисы, гостиницы, жилые дома — подобный микс делает пребывание людей удобным и актуальным в любое время суток.
Впрочем, на Малой Садовой улице уже 5 лет как убрали скамейки, которые были предусмотрены проектом 1999 года. Вместо них поставили огромные вазоны из пластмассы, оформленные под гранит. "Скамейки с Малой Садовой улицы убрали по просьбам жителей из-за жалоб на излишний шум", — говорит Лариса Канунникова.
"Мягко говоря, спорная аргументация, — комментирует координатор движения "Красивый Петербург" Стив Каддинс, — то ли множество летних веранд с шумными людьми и музыкой не нарушают покоя местных жителей, то ли администрация не борется с этими источниками беспокойства столь же рьяно, как и со скамейками". Ответить на вопрос, кто именно распорядился убрать скамейки и куда они были перемещены, никто из чиновников, к которым обратился "ДП", не смог.
Историк и краевед Сергей Лебедев, который был еще и автором идеи скульптур кота Елисея и кошки Василисы на Малой Садовой улице, рассказывает о том, что скамейки якобы убрали по указанию депутата Законодательного собрания Марии Щербаковой, которая возглавляла администрацию Центрального района с 2010 по 2016 год. По версии историка, после этого скамейки "в неизвестном направлении свезли кому-то на дачу".
В администрации Центрального района заявили, что отвечают за скамейки во дворах, но не на улицах города. "Городскими скамейками занимается ГУДП "Центр", который находится под контролем комитета по благоустройству, — сообщили в пресс-службе района, — за сады, парки и скверы центральной части города полную ответственность несет СПП "Центральное", которое выполняет работы по ландшафтному дизайну и ремонту объектов озеленения, оно также находится под ведомством комитета по благоустройству". Однако в комитете по благоустройству заверили "ДП", что наличие скамеек от них никак не зависит.
Прежде чем разместить скамейку на постоянной основе, необходимо разработать архитектурно-планировочное решение общественного пространства, которое впоследствии утверждается в КГА и в КГИОП — в этих комитетах также сообщили, что не распоряжались убирать скамейки.
Нет постоянных скамеек и на Малой Конюшенной улице, но они изначально не были предусмотрены проектом, который в 1997 году разработали архитекторы Феликс Романовский и Анатолий Чернов. "Конюшенную мы проектировали и параллельно приводили дворы в порядок, — рассказывает Анатолий Чернов, — но жители были против любых изменений". Теперь на улице появляются только временные скамейки, например, сейчас они установлены в связи с проведением традиционных "Книжных аллей", но с середины сентября возможности посидеть на Малой Конюшенной улице где-нибудь кроме кафе и ресторанов у жителей не будет.
До недавнего времени в Петербурге было всего пять полностью пешеходных улиц. Кроме Малой Садовой и Малой Конюшенной, это были 1-я Советская, 6-7-я линии В.О. и Финский переулок. Последний пример, пожалуй, самый неудачный: переулок у Финляндского вокзала хоть и стал пешеходным, но совсем не оживился. Последние полностью пешеходные улицы появились в городе в 2004 году, то есть больше чем за 10 лет до ограничения движения на Большой Морской. В то же время в Петербурге появились и полупешеходные Большая Московская улица и улица Правды, а в 2011 году полупешеходным стал участок набережной канала Грибоедова от Невского проспекта до Спаса-на-Крови.