Дорога мимо чемпионата

Конфликты между подрядчиками сдвинули сроки строительства трассы М11, ввод которой в эксплуатацию планировали приурочить к началу мундиаля.

На днях глава Министерства транспорта Максим Соколов признал, что достроить скоростную автомобильную дорогу Москва — Санкт–Петербург (федеральная автомобильная дорога М11) к чемпионату мира по футболу 2018 года не удастся. Участок между Новгородом и Петербургом будет сдан только в 2019 году.
Генподрядчик строительства турецкая ICA construction, судя по всему, никак не может урегулировать конфликты с привлеченными к работам подрядными организациями. "ДП" опросил работающих с ней субподрядчиков, и, по их словам, долги перед многими до сих пор не погашены полностью. После публикаций на dp.ru субподрядчики начали сообщать, что ICA construction возобновила выплаты. Жаловались подрядчики на турецкую компанию и в январе этого года. Тогда, как и в этот раз, с ними расплатились после наших публикаций. Из–за череды вялотекущих конфликтов трассу в лучшем случае могут сдать к концу лета 2019 года, предполагают субподрядчики на условиях анонимности.

Дорожный оптимизм

Примечательно, что ранее чиновники отрицали возможность переноса сроков. Трасса — один из инфраструктурных объектов, ее сдача приурочена к чемпионату мира по футболу 2018 года, матчи которого пройдут в Петербурге. Отсутствие магистрали чревато для города имиджевыми потерями.
Впрочем, не все склонны драматизировать ситуацию. "К изменению сроков в ходе реализации таких крупных проектов стоит относиться как к естественному процессу", — полагает директор ассоциации "РОССО–Дормост" Кирилл Иванов.
Возможной причиной срыва сроков сдачи трассы большинство собеседников "ДП" назвали трудности с выплатами. По их версии, в этом году субподрядчики получили от 60 до 85% денег, которые они ожидают от генподрядчика. "Но о полной выплате речи даже не идет, а 1 июня какие–либо перечисления опять прекратились", — рассказал "ДП" один из собеседников. По его словам, по последним сведениям, генподрядчик обещает расплатиться с долгами до конца августа.
"Проектировщикам заплатили, хотя мурыжили их год. Строителям деньги идут, но понемногу. На рынке речи о том, что долги погашены полностью, не идет", — сказал еще один собеседник.
Один из поставщиков стройматериалов рассказывает, что в качестве оплаты ему предлагали взять песок, который ему не нужен, поскольку в его собственности несколько песчаных карьеров. Оценки общей суммы, которую субподрядчики ожидают получить от генподрядчика, расходятся: собеседники называют цифры от 1 млрд до 3 млрд рублей.
Оперативно получить комментарий концессионера строительства трассы — ООО "Магистраль двух столиц" (структура "ВТБ Капитал" и французской VINCI Highways) и узнать их мнение о причинах переноса сроков не удалось. Ранее в ICA construction заявляли, что информация о том, что компания не платит по счетам, не соответствует действительности.

Принято платить по долгам

Впрочем, после того как 21 августа "ДП" написал о долгах на сайте dp.ru, выплаты внезапно возобновились: 22 августа несколько субподрядчиков прислали сообщения о том, что приятно удивлены поступившими от ICA construction средствами, хотя уже не ожидали их раньше конца августа. В каждом случае выплата составляла до 50% от суммы, которую ожидал подрядчик.
Причем такая же ситуация складывалась зимой 2017 года: после публикаций в СМИ о задержках с выплатами перечисление денег тут же возобновилось. Вероятно, причина такой быстрой реакции на критику в традиции ведения бизнеса в Турции, где в таких случаях не принято выносить сор из избы.
Ранее аналогичные претензии субподрядчиков к турецкой компании возникали при строительстве Западного скоростного диаметра в Петербурге.
Справедливости ради отметим, что крупных исков субподрядчиков М11 к генподрядчику нет. Обычно требования предъявляют не мелкие компании и суммы исчисляются в миллионах.

Что строят

Участок М11, о котором идет речь, проходит от Петербургской кольцевой автомобильной дороги по территории Московского и Пушкинского районов Петербурга, через Тосненский район Ленинградской области, через Новгородский и Чудовский районы Новгородской области. Его протяженность составляет 137,6 км.
Трассу строят с 2010 года. Магистраль протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Петербурга.
Общая протяженность автомагистрали составляет 669 км. Она пройдет по Центральному и Северо–Западному федеральным округам, в частности по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям, в обход всех населенных пунктов.