"Возьмите песком": почему срываются сроки строительства трассы Петербург — Москва

Автор фото: Ваганов Антон

На фоне долгов генподрядчика строительства трассы М-11, турецкой компании ICA construction, сдвинулись сроки сдачи объекта. Впрочем, субподрядчики называют "слишком оптимистичными" и новые сроки и говорят о непогашенных долгах, а также поделились с "ДП" предположениями о схеме ухода от выплаты этих долгов.

Участок трассы М-11 между Новгородом и Петербургом будет достроен в 2018-2019 годах, а открыть всю трассу к чемпионату миру по футболу 2018 года не получится, признал на днях глава Министерства транспорта Максим Соколов.
Субподрядчики на условиях анонимности поделились с "ДП" мнением о переносе сроков. В лучшем случае, трассу сдадут к конце лета 2019 года, говорят они, и это очень оптимистичный вариант. Также они указывают на то, что генподрядчик ICA construction хоть и снизил задолженность, но до сих пор не погасил ее полностью.  
О сложностях со строительством седьмого-восьмого участков скоростной платной магистрали Москва — Петербург (М-11) стало известно еще в начале 2017 года: субподрядчики начали жаловаться на долги турецкой компании ICA construction перед ними и заявлять, что вряд ли уложатся в срок. Тем не менее концессионер строительства трассы ООО "Магистраль двух столиц" (структура "ВТБ Капитал" и французской VINCI Highways) настаивал на том, что строительство завершится в 2018 году к чемпионату мира по футболу. Наконец спустя полгода чиновникам пришлось официально признать, что уложиться в этот срок не удается.
Участок М-11, о котором идет речь сейчас, проходит от Петербургской кольцевой автомобильной дороги по территории Московского и Пушкинского районов Петербурга, через Тосненский район Ленинградской области, через Новгородский и Чудовский районы Новгородской области. Его протяженность составляет 137,6 км.
Собеседники "ДП" на дорожностроительном рынке Петербурга рассказывают, что о полном погашении долгов перед субподрядчиками пока не идет и речи. По их словам, им выплатили от 60% до 85% задолженности, но 1 июня выплаты прекратились, и с тех пор компании кормят "завтраками". Сейчас выплатить все деньги обещают до конца августа.
"С долгами все плохо. Проектировщикам заплатили, хотя мурыжили их целый год. Но через год заплатили что-то. Строителям деньги идут, но понемногу. На рынке речи о том, что долги погашены полностью, не идет", — говорит собеседник "ДП". Еще один собеседник оценил объем долгов в сумму около 3 млрд рублей.
Кроме того, большинство собеседников "ДП" усомнились в том, что трассу удастся сдать даже в 2019 году. Самые оптимистичные сроки - конец лета 2019 года. Впрочем, есть и противоположное мнение. "К изменению сроков стоит относиться как к естественному процессу. Заявлены, скорее всего, реальные новые сроки, иначе бы об их изменении не сообщали", — говорит директор ассоциации НП СРО "РОССО-Дормост" Кирилл Иванов.
Оперативно получить комментарий концессионера о его видении причин, по которым переносятся сроки, не удалось.
Кроме того, подрядчики делятся опасениями, что станут жертвами тенденции последних 2-3 лет. Вот как они ее описывают: "На крупных заказах генподрядчики стали создавать прокладки, которые заключают субподрядные договоры через генсубподрядчика, условно говоря. Потом его банкротят. И вроде объект сдан и выполнен, генподрядчик получил деньги. Но все судебные иски предъявлять нужно к генсубподрядчику. Вот такая схема стала фигурировать чаще и чаще. Подозреваю, что там такая же схема", — сказал один из собеседников "ДП". Собеседники отмечают, что не все контракты заключаются напрямую с ICA construction, фигурируют и посредники, близкие к ICA construction.
Общая стоимость строительства двух участков трассы составляет 76,8 млрд рублей. Из них 57,6 млрд рублей (75%) платит государственная компания "Автодор". Остальные 19,2 млрд рублей (25%) инвестирует концессионер ООО "Магистраль двух столиц".
Генподрядчик работ турецкая ICA construction задолжала своим подрядчикам и на другом объекте — строительстве платного Западно-скоростного диаметра (ЗСД). Петербургские дорожностроительные компании описывают, что им предлагали взять оплату даже песком. "А зачем мне песок, когда у меня есть собственные карьеры", — жаловался один из поставщиков материалов.
Впрочем, в самой компании ранее отмечали, что платят по счетам, а все задолженности связаны, как правило, с наличием взаимных претензий. Надо отметить, что иски в суде к генподрядчику действительно исчисляются десятками миллионов, а не миллиардами.
При этом собеседники "ДП" на дорожностроительном рынке объясняют это тем, что, в данном случае лучше постараться прийти к компромиссу, чем идти в суд. "Всем подрядчикам строго-настрого запретили делиться какой-либо информацией о долгах с журналистами, намекнув на то, что иначе вероятность их выплаты снизится. Создается ощущение, что никто не хочет брать на себя ответственность за принятие волевых решений", - поделился своим мнением с "ДП" один из собеседников.
Платная скоростная трасса М-11, которая пройдет от Москвы до Петербурга, — один из самых больших инфраструктурных проектов последнего десятилетия. Ее строят с 2010 года. Магистраль протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составляет 669 км. Автодорога пройдет по территориям Центрального и Северо-Западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов.