Кредитование стимулируют автодилеры

 

По данным Ассоциации европейского бизнеса, по итогам первого полугодия 2017 года продажи автомобилей в России выросли на 6,9%, до 718, 5 тыс. машин. При этом доля авто, проданных в кредит, составила 45%. Всплеск продаж наблюдается в сегментах машин с пробегом и машин среднего класса. И уже сейчас ясно, что второе полугодие 2017 года и 2018 год будут более успешными с точки зрения спроса на автокредиты. Однако такого всплеска, как в отдельные прежние годы, когда рост от квартала к кварталу достигал 40%, мы уже не увидим.
Оценивать перспективы нужно осторожно: за последние пару лет авторынок трансформировался. Поменялась мотивация покупателя автомобиля. Если раньше семья спешила купить вторую–третью машину, то сегодня среднее число авто в семье сокращается. Даже не столько из экономии, сколько благодаря развитию сервиса — сферы такси и наземного транспорта.
При этом рынок автокредитования остается достаточно подвижным. Конечно, кардинального перераспределения сил в этом сегменте нет, но изменения долей на 2–3–5% — обычное дело. В таких мегаполисах, как Москва или Петербург, "толкаться локтями" конкурентам достаточно сложно. Но в регионах позиции игроков и их показатели постоянно подвержены колебаниям. В целом на российском рынке автокредитования лидерами принято считать госбанки. Но есть примеры, когда коммерческие банки не отстают от крупнейших игроков. При этом, как показывает практика, залогом успеха является не административный ресурс, а целенаправленная работа по отлаживанию сотрудничества с дилерскими центрами. Таким образом, в автокредитовании свою нишу может найти каждый банк. С этой точки зрения определенный стимул дает стартовавшее и в этом году госсубсидирование.
Между тем любая программа по продаже автомобиля затрагивает сразу несколько участников рынка: дилеров, банки, страховщиков. Так, запуск с июля госпрограммы льготного автокредитования ("Семейный автомобиль" и "Первый автомобиль") не мешает дилерам в рамках конкурентной борьбы добавлять в них дополнительные опции, например бесплатное техобслуживание первый год. Но это все закладывается в конечную стоимость машины и в целом отражается на экономике кредитного продукта. А, например, 10%–ная скидка на первые проданные 10 автомобилей компенсируется за счет остальных покупателей. Автокредитование — это неординарный кредитный продукт с узкой аудиторией. И многие приемы привлечения клиентов, успешно срабатывающие, например, в сфере беззалогового потребкредитования, здесь буксуют. Например, не работает предодобрение, когда потенциальному заемщику приходит сообщение об одобрении кредита. "Попасть" таким sms в клиента, которому нужен автокредит, да еще и угадать с параметрами предложения достаточно проблематично. Поэтому кредитные продажи эффективнее всего стимулируются именно в дилерских центрах.