"Зеленые", выгодные, безопасные. Альтернативному топливу прочат большое будущее

Автор фото: пресс-служба ГК "Деловые Линии"

Сегодня насчитывается более пяти альтернативных видов топлива. Основными препятствиями для их повсеместного распространения являются неразвитая инфраструктура и дороговизна технологий. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могла бы поддержка на уровне правительства отдельных перспективных направлений, в частности газомоторного топлива.

Жизнь автомобилистов не становится проще - пробки, плохие дороги, рост цен на топливо. По данным Росстата, только с начала 2017 г. бензин подорожал почти на 5%. И это единственная из перечисленных бед, с которой автомобилисты пытаются бороться самостоятельно, - и обычные водители, и бизнес начинают рассматривать альтернативные виды горючего.

С поля - в бак

Если уж менять что-то в автомобиле, то кардинально. Поэтому одним из направлений поисков, особенно популярных в ХХI веке, стала разработка экологичного топлива, чтобы автомобили не только слезли с "нефтяной иглы", но и наносили меньше вреда природе. Так появилось биотопливо – это в основном этанол (его получают из сахарного тростника и зерна), биодизель (из сои и рапса), а также растительное масло. Действительно, этанол дешевле бензина, но пока уступает ему в энергоэффективности: пробег машин, работающих на Е85 (смесь 85% этанола и 15% бензина), составляет 75% от пробега на том же объеме бензина.
Кроме того, даже защитники природы пришли к выводу, что использование такого топлива больше наносит окружающей среде вреда, чем приносит пользы. Ведь для того, чтобы вырастить эти культуры, нужно больше природных ресурсов, чем экономится при отказе от сжигания бензина. Кроме того, такое использование приводит к росту цен на производные продукты питания. Даже если использовать непригодные в пищу растения и их части - древесину и траву, то для их выращивания все равно нужны земельные ресурсы, которые приходится отнимать у сельскохозяйственной продукции. В условиях, когда в ряде регионов планеты отмечаются вспышки голода, это, мягко говоря, нерационально. Так что к этому виду топлива эксперты пока относятся с сомнением, и заводов для его изготовления пока крайне мало.

Где найти розетку

Электричество - действительно популярный вид "топлива", который может и заменить бензин, и сократить вредные выбросы в атмосферу. Электромобили и гибриды, совмещающие традиционный двигатель и возможность работать от батарейки, выпускают множество компаний (как легковые, так и грузовые варианты). Но электрокары гораздо дороже обычных моделей. Только в июле 2017 г. Илон Маск представил "народную" Tesla Model 3, и то ее цена начинается от $35 тыс. (около 2 млн рублей). Зато польза для окружающей среды не вызывает сомнений. Например, Индия, где проблемы экологии стоят особенно остро, собирается с 2030 года продавать на внутреннем рынке только автомобили, способные работать на электричестве. Минусы, которые остаются у электрокаров, - длительная подзарядка и недостаточно развитая инфраструктура для их обслуживания.
В перспективах российского рынка пока сомневаются даже производители гибридов - значительные расстояния не дают развиваться этому виду транспорта без правительственной поддержки. К тому же при включенном обогреве от аккумулятора в зимнее время резко сокращается пробег машины.

Газовые перспективы

Еще одно направление альтернативного топлива, для которого пока тоже не создана обширная инфраструктура, - газ. Но именно у него в России есть перспективы масштабной правительственной поддержки.
Природный газ в виде топлива - это сжиженный (СПГ) или сжатый (компримированный, КПГ) метан. КПГ получают, сжимая метан в компрессорных установках, хранят и транспортируют в специальных накопителях под давлением 200-220 бар (газовых баллонах высокого давления). Баллоны устанавливаются в автомобилях. Для этого легко могут быть переоборудованы машины, работающие на бензине и дизеле.
Для получения СПГ сжатый газ охлаждают до -161,5 градуса по Цельсию. СПГ хранится в специальных изолированных резервуарах. В автомобилях устанавливается испаритель, который превращает СПГ в газ для топливной системы.
Разница между КПГ и СПГ по большому счету только в объеме, занимаемом газом. При сжижении газ значительно теряет в объеме (примерно в 600 раз), поэтому СПГ требует меньших баллонов для хранения и перевозки (масса газобаллонного оборудования ниже, чем у КПГ, в 3-4 раза). Считается, что переход на СПГ чуть более эффективен для автомобилей, которые за сутки проезжают большие расстояния. Но, поскольку в пути автомобиль можно и дозаправить, эта разница несущественна, и фактически выбор - дело вкуса.
Природный газ не только решает проблему вредных выбросов (выбросы оксида углерода в атмосферу снижаются в 1,5-2 раза, оксида азота – в 2 раза, углеводородов – в 1,5-3 раза, задымленность – в 9 раз), но и значительно снижает расходы на топливо. Один кубометр газа по энергетической ценности примерно равен одному литру жидкого топлива, но стоит почти в 2,5-3 раза меньше, говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. В 2016 году средняя розничная цена кубометра метана составила 14 рублей, что в 2-3 раза дешевле бензина или дизельного топлива. И в отличие от дизтоплива газ можно использовать при низких температурах северных регионов России.
Еще одно важное достоинство газомоторного топлива - значительное увеличение времени рабочего ресурса автомобильных двигателей, добавляет Дмитрий Лукашов. Использование метана повышает ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств до полутора раз. Что особенно ценно, если учесть, что 48,7% от общей численности парка автотранспортных средств России находятся в эксплуатации больше 10 лет и нуждаются в замене.

Не взорвется

Проблема в том, что многие автомобилисты просто боятся газа, потому что это "все равно что возить бомбу в автомобиле". Развеять этот миф может хотя бы классификация горючих веществ, по которой метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабочувствительным веществам), а самым опасным и является пропан-бутан, отнесенный ко 2 классу. Бензин относится к 3 классу опасности. Кроме того, метан находится в баллонах под давлением, что исключает попадание в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва. Тогда как в баках с бензином или дизтопливом все время присутствует смесь их паров с воздухом.
И конечно, современные баллоны для природного газа - совсем не то, что ставили на "Жигули" в 1990-е годы. Они во много раз прочнее бензобаков. Кроме того, метан почти вдвое легче воздуха, поэтому даже если произойдет разгерметизация, он улетучится, а не осядет, в отличие от других видов топлива.
Таким образом, по мнению экспертов, именно природный газ совмещает все достоинства альтернативного топлива - экономичность, экологичность и безопасность. Многие автоконцерны уже производят машины, работающие на газе. Они пока стоят дороже традиционных аналогов примерно на 20%, но это не так уж много, особенно если сравнивать с разницей цен на топливо. В Европе и Восточной Азии за последние годы парк автомобилей, работающих на природном газе, быстро растет. В ЕС запущен специальный проект The LNG Blue Corridors, нацеленный на создание сети криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС) для заправки автомобилей СПГ.
В России пока на природный газ, по данным Минтранса, приходится только 0,5% общего потребления моторных топлив (на бензин - 60,3%, на дизельное топливо - 37,1%, на сжиженный углеводородный газ - 2,1%,). Зато растет потребление обеих его разновидностей: сжатый газ потребляется в объеме 498,6 млн м3 в год, сжиженный - 8,6 млн м3.

Первопроходцы

Под СПГ и КПГ машины делают и поставляют в Россию Volvo и Scania - газ особенно перспективен в промышленной эксплуатации, для компаний, имеющих большой парк автомобилей, перемещающихся на дальние расстояния. Им газ помогает повысить эффективность бизнеса, сократив издержки на перевозки.
Так, Scania в июне 2017 года сдала в аренду пять тягачей российскому грузоперевозчику "Деловые Линии". Компания рассчитывает снизить затраты на топливо на 25-30% в денежном эквиваленте, заявил в июне директор управления по экспедиционной деятельности ГК "Деловые Линии" Михаил Петров. Пока эти грузовики группа компаний использует на федеральной трассе М10 Москва - Санкт-Петербург.
Единственный недостаток природного газа - неразвитая сеть газозаправочной и сервисной инфраструктуры. По данным Минтранса, в России только 366 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и 27 КриоАЗС для СПГ. "Основной недостаток использования газа, на мой взгляд, это длительная окупаемость газонаполнительных станций при сохранении их конкурентоспособности в сравнении с классическими АЗС", - замечает Дмитрий Лукашов. Также необходим значительный объем первоначальных инвестиций. Затраты на строительство одной АГНКС могут превышать 100 млн рублей вместе с земельным участком и подъездными путями, подсчитал он.
Здесь может помочь тот факт, что Россия занимает второе место в мире по добыче природного газа, и можно рассчитывать на бюджетную поддержку развития инфраструктуры заправок. И  вот почему: ожидается, что внешний спрос на газ может значительно сократиться из-за того, что некоторые покупатели снизят потребление - кто-то из-за собственных экономических сложностей, кто-то - из-за геополитических, а более удачливые - благодаря научно-техническому прогрессу и переходу на неуглеродное топливо.
Поэтому его внутреннее потребление в качестве газомоторного топлива вот уже несколько лет поддерживает и развивает правительство. Минтранс предлагает даже новую программу стимулов: с 2018 г. планируется освобождать от таможенных пошлин ввозимые из-за рубежа импортные компоненты и оборудование для автомобилей на газе, снижать налоги для предприятий и ИП, эксплуатирующих газовые автомобили. Для владельцев таких автомобилей Минтранс просит понизить транспортный налог и даже уменьшить с них сборы в "Платон", тариф проезда по платным дорогам и плату за парковки. Можно ожидать, что и инфраструктура - заправки и сервис - подтянутся вслед за развитием рынка.
При хорошо развитой системе газозаправочных комплексов у газа есть все шансы составить достойную конкуренцию традиционным видам топлива в России, говорил ранее руководитель направления техники на газомоторном топливе ООО "Скания-Русь" Иван Папазов. Остается проверить теорию практикой. И сейчас вопрос только в том, какие из отечественных компаний решатся сделать ставку на газ и оценить все его преимущества в деле.