10:4318 августа 201710:43
783просмотров
10:4318 августа 2017
Президент Путин поручил Федеральной антимонопольной службе России (ФАС) разобраться с динамическим тарифом в авиакомпаниях.
Поводом послужил доклад главы этой службы Игоря Артемьева. Чиновник
заявил, что российские авиакомпании импортировали из США и Европы
компьютерные системы динамического ценообразования, устанавливающие
тарифы на авиабилеты в зависимости от спроса. По мнению Артемьева,
работа алгоритма таких систем выглядит как результат сговора мировых
авиаперевозчиков.
Юнис Теймурханлы, владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция»:
Не скрою, я был очень удивлен этой новостью. Ведь возможные последствия борьбы с динамическим тарифом не могут не пугать негативными последствиями. И далеко не только в авиаперевозках, но и в других отраслях сферы услуг, где также активно используется динамический тариф, – гостиничном бизнесе, краткосрочной аренде жилья, аренде автомобилей и онлайн-услуг такси.
Ведь динамический тариф выгоден прежде всего самому потребителю услуги – и может, даже больше, чем поставщику услуги.
Попробуем разобраться, откуда возник этот термин. И что он означает.
В начале 80-х годов прошлого века американские авиакомпании перешли от плоского метода ценообразования к методу YM (Yield Management, по-русски – «управление доходом») — системе гибких цен и тарифных планов. Или, как сейчас принято его называть, динамический тариф.
Этот метод сразу вызвал всплеск активности в сфере авиаперевозок. Он стал идеальным решением проблемы баланса спроса и предложения, предложив дифференцированное ценообразование и системный контроль для каждой ценовой категории потребителя.
От внедрения новинки выиграли все участники рынка. Авиакомпании нарастили валовый объем перевозок, тем самым увеличив свою прибыль.
А конечные потребители получили снижение цены при том же уровне обслуживания.
Эта схема смогла развиться благодаря внедрению в конце 1970-х годов электронных систем продаж в виде глобальных систем резервации (GDS). Она объединила более 500 тыс. туристических агентств и дала возможность авиакомпаниям в режиме реального времени информировать о наличии мест на авиарейсах. Большинство авиакомпаний стало использовать динамический тариф в качестве основного тактического оружия в борьбе за сохранение рыночной доли и повышение прибыльности. Они смогли наилучшим образом адаптироваться к новым условиям конкуренции. Те же, кто не внедрил этот метод или ждал долго, – просто ушли с рынка. Следуя примеру авиации в 90-х годах прошлого века, динамический тариф стали уверенно внедрять и в другие области.
Сферы бизнеса, в которых применяется этот метод, имеют общую черту. Стоимость их услуги или продукции обнуляется после даты производства. К примеру, все свободные места в самолете, не сданные в аренду автомобили или пустующие номера в гостинице имеют нулевую чистую стоимость после определенной даты. Основная идея этого метода – менять цены в зависимости от спроса. Чем выше спрос – тем выше цена. И наоборот.
Такой подход соответствует традиционной модели поведения потребителей. К примеру, в отелях гости, бронирующие номера в последний момент или достаточно близко к дате заезда, гораздо менее чувствительны к цене, чем те, кто бронируют номера заблаговременно. Они имеют больше возможности для сравнения и выбора отеля.
Динамический тариф – это зеркало, которое отражает баланс спроса и предложения. И позволяет участникам процесса быстро реагировать на его изменение. И главное, он дает возможность потребителю получить услугу по гораздо более низкой стоимости – при сохранении того же качества. Это взаимовыгодная форма общения между потребителем и продавцом. Сейчас на динамическом тарифе работают не только авиакомпании, а практически все отели. С развитием Интернета на нее перешла практически вся сфера услуг.
Динамический тариф в гостиницах, по сути, управляет системой скидок на номера. А не повышает цены! Ведь в любой гостинице существуют официально опубликованные (максимальные) цены на текущий год. Они разбиты по периодам года и по категориям номеров.
Благодаря системе динамического ценообразования отельеры либо вводят скидку на определенные периоды и даты, снижая цену и повышая загрузку, либо, наоборот, обнуляют скидку.
Таким образом, услуга становится мгновенно доступной гораздо большему количеству потребителю. А отель лучше загружает свои номера.
Вопреки представлениям ФАС, динамический тариф применяют как раз в высококонкурентных сферах, таких как авиаперевозки, гостиничный бизнес, аренда автомобилей или жилья, службы такси. Иначе нет смысла снижать цены.
Кстати, дешевые и очень популярные ныне онлайн-услуги такси (Uber, Gett, Yandex) появились именно с развитием Интернета, электронной коммерции и под влиянием системы динамического тарифа.
Пытаться регулировать этот процесс практически невозможно. А главное – опасно. И это точно не в интересах потребителей. Ведь это приведет к открытию ящика Пандоры, спровоцирует ценовой взрыв и хаос не только на рынке авиаперевозок, но также на гостиничном рынке, рынке аренды жилья и автомобилей и услуг такси.