Советские модернисты

 

Эта выставка — для знатоков, что красит и ее, и Русский музей, которому за последние годы удалось найти верный баланс между блокбастерами и экспозициями для специалистов. Общество русских скульпторов (ОРС) — забытый эпизод из истории нашего искусства. Искусствоведы, конечно, знают о том, что в середине 1920–х в Москве образовался круг скульпторов, увлеченных идеей освобождения скульптуры от влияния других искусств. Но сопоставлять орсовцев с теми же передвижниками в голову не придет. Они были известны сами по себе. Анна Голубкина и Сергей Коненков уже в 1920–е были мэтрами. Борис Королев, Вера Мухина и Сергей Эрьзя стали знаменитостями позднее. Об ОРСе стоит вспомнить потому, что эта группа предопределила развитие русского искусства ХХ века, сформированного социалистической идеологией с ее установкой на пиетет к простому человеку и модернизмом, делающим ставку на разработку индивидуальной художественной манеры.
На выставке в Инженерном замке много портретов рабочих, крестьян, служащих — героев советской истории. Вы увидите тут и краснофлотцев, и агитаторов, и авиаторов, и простых советских женщин, и поэта революции Маяковского — как же без него? При всем при том пластический язык большинства работ далек от официального советского искусства, которого и в помине не было, когда появилось ОРС. Пока Максим Горький не объявил о рождении соцреализма, художники следовали канонам авангарда.
За творчеством многих орсовцев стоит тень Бурделя — знаменитого ученика Родена. Вера Мухина, как и некоторые другие орсовцы, у него училась, что сказывается даже на "Рабочем и колхознице" — символе соцреализма. Ее скульптуры, показанные в Инженерном, далеки от советского канона. Для Бориса Королева, состоявшегося как скульптор именно в период раннесоветского авангарда, памятники Ленину или освобожденному пролетарию тоже были не выполнением идеологического заказа, но сложным формальным экспериментом.
Столь же далеки от соцреализма анималистические скульптуры Василия Ватагина и Дмитрия Цаплина. Их коты, медведи и осьминоги не оставят равнодушным даже тех, кто безразличен к искусству.