Стройтехника пошла в рост

Продажи новой строительной техники в 2017 году начали расти после 4–летнего затяжного спада. Это происходит во многом благодаря назревшей за последние годы потребности компаний в обновлении парка машин.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2016 году продажи новой строительной и спецтехники в России сократились на 7%. Падение продаж отчасти было вызвано введением утилизационного сбора в феврале прошлого года.
В I квартале 2017 года рынок наконец–то показал рост на 29%. "То, что происходит в настоящий момент, — это не следствие бурного роста в отраслях. Это замена вышедшей из строя техники, потому что работать на чем–то все равно нужно. Спад рынка продолжался 4 года, и за это время популяция машин катастрофически устарела и вышла из строя ввиду физического износа. Отложенный спрос аккумулировался в течение длительного срока и теперь начинает себя проявлять. Но говорить о восстановлении пока преждевременно", — считает Андрей Комов, председатель комитета производителей дорожно–строительной и спецтехники АЕБ, генеральный директор Volvo Vostok. По его словам, чтобы вернуться на докризисный уровень, объем рынка должен вырасти более чем в 5 раз.

Разная динамика

С января по май 2017 года рынок новой строительной техники в СЗФО вырос более чем в 2 раза (на 190%) по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Темпы роста регионального рынка намного превысили средний уровень по стране (+30%). К слову, в 2016 году объем рынка в СЗФО составил 550 машин (по России — 6 тыс. ед.).
"Росту поспособствовало увеличение финансирования инфраструктурных проектов со стороны государства, а также укрепление рубля к основным валютам", — говорит Сергей Харитонов, директор по развитию JCB в России.
По данным АЕБ, за I квартал 2017 года российский рынок показал рост практически по всем типам строительных машин.
Быстрее рынка росли продажи экскаваторов–погрузчиков (+57%) и самосвалов с жесткой рамой (+144%, из–за эффекта низкой базы).
Самый большой в объемах рынка сегмент гусеничных экскаваторов прибавил 20%.
Неоднозначную динамику демонстрирует колесная строительная техника (самосвалы, автобетоносмесители и др.). По данным Russian Automotive Market Research, продажи такой техники в Петербурге в 2016 году выросли на 11,6% по сравнению с 2015 годом, но за первые 5 месяцев 2017 года объем рынка сократился на 20% относительно аналогичного периода прошлого года.
"Это связано с общей ситуацией в строительной отрасли. По мнению ряда застройщиков, с начала 2017 года спрос на жилую недвижимость снизился на 30%. В течение 2017–2018 годов не ожидается существенного роста спроса на жилье. Спрос на рынок офисной, складской, индустриальной недвижимости также снижается, что означает, что в ближайшие 2 года в первую очередь будут завершаться уже начатые проекты, запуск новых строительных площадок существенно притормозится. Следовательно, серьезного роста спроса на новую строительную технику в 2017–2018 годах не ожидается", — полагает Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research.

Дорогой импорт

Из–за введения утилизационного сбора в феврале 2016 года в среднем строительная техника подорожала на 10%. Ранее в 2014 году после девальвации рубля подскочили цены на импортную технику. "На сегодняшний день в среднем техника с учетом утильсбора и девальвации стоит примерно на 80% дороже, чем 3 годами раньше", — сравнивает Сэндзаки Масафуми, генеральный директор Hitachi Construction Machinery Eurasia.
"Безусловно, девальвация рубля, начавшаяся в 2014 году, негативно отразилась на стоимости строительной техники, которая подорожала в рублевом выражении. Это стало одной из причин существенного падения рынка, продолжавшегося ежегодно с 2014 года. Кроме того, в 2016 году ситуация усугубилась из–за введения утилизационного сбора.
Преимущество получили те компании, которые производят технику в России и отвечают всем требованиям локализации. В большей степени это российские производители", — говорит Сергей Харитонов.
Из–за нехватки собственных средств у компаний растут продажи строительных машин в лизинг. По словам Сэндзаки Масафуми, сейчас примерно 70% сделок проходит через лизинговые компании, в то время как до кризиса таких сделок было около 20%. "В условиях ограниченного бюджета потребителям крайне необходимы инструменты финансирования. Особенно это касается техники больших классов, где длительная рассрочка является одним из основных обязательных требований", — объясняет он.
"Лизинговые продукты стали пользоваться большей популярностью, чем это было в 2013 году. Если говорить о нашей компании, то в 2017 году доля техники, приобретенной в лизинг, составляет около 40%", — подтверждает тенденцию Сергей Харитонов.

Ожидания роста

Участники рынка рассчитывают на продолжение роста рынка новой строительной техники по итогам 2017 года. "Сейчас ощущается восстановление спроса на строительную технику в целом, дно уже пройдено. Но рынок Петербурга в целом пока не такой большой, и даже незначительные изменения в количественном выражении могут сильно сказаться на процентном выражении роста", — считает Сэндзаки Масафуми.
По прогнозам JCB, в 2017 году рынок новой строительной техники в СЗФО может вырасти на 70% относительно 2016 года. "Основным сдерживающим фактором для большего роста остается недостаточное финансирование строительных проектов не только в СЗФО, но и в целом в России", — говорит Сергей Харитонов.
Негативное влияние на рынок может оказать дальнейшее повышение ставок утильсбора, который и так является серьезным тормозом на пути восстановления рынка. "Он ложится тяжелым бременем на потребителя, и его предназначение не имеет ничего общего с утилизацией машин. Это дополнительный налог на "неотечественных" производителей, даже на тех, у которых в России заводы. При этом отечественным производителям он компенсируется путем субсидий, — сетует Андрей Комов. — Однако 80% техники на рынке поставляется как раз "неотечественными" производителями. На примере экскаваторов — это 90% "неотечественных", в том числе произведенных глобальными компаниями в России. Таким образом, потребитель платит огромный налог на технику, которая не локализована в России и не может быть локализована в обозримом будущем ввиду малого размера рынка".