Стройбазы сдают позиции

На фоне сокращения рынка товаров для строительства и ремонта уменьшается доля независимых торговых площадок — базы проигрывают конкуренцию сетям.

Петербургский DIY–рынок (товары для дома, строительства и ремонта), один из самых насыщенных в России, последние несколько лет переживает падение. По данным "Инфолайн", оборот рынка DIY в России в 2016 году уменьшился почти на 9%, а в Петербурге — на 11%. Кризисные явления в экономике страны в полной мере отразились на рынке производства и реализации стройматериалов в том числе из–за снижения объемов строительства. Согласно статистике, индекс строительных работ в 2016 году упал на 4,4%, а по вводу жилья — на 5,5%, приводят данные аналитики ГК "ФИНАМ". Общий объем DIY–рынка Петербурга и Ленобласти в 2016 году составил 90 млрд рублей, по данным агентства "InfoLine–Аналитика".

Жизнь после "Метрики"

На рынке двух регионов в сегменте товаров для строительства работают крупные DIY–сети (OBI, Leroy Merlin, Castorama, СТД "Петрович", "Сатурн", ТД "Вимос"), а также многочисленные розничные и мелкооптовые базы строительных материалов ("Северная", "Арсенал", "София" и др.). Долгое время крупнейшим игроком этого рынка была сеть "Метрика" со 112 объектами по стране, но компания стала банкротом и в прошлом году покинула рынок. Как считают игроки рынка, ухода "Метрики" другие сети не заметили — ее продажи перераспределились между крупнейшими игроками.
Если разделить город и область, станет понятно, что если петербургский рынок перенасыщен количеством строительных магазинов, то о Ленинградской области так сказать нельзя. Основными игроками в Петербурге являются крупные сети, в то время как в области значительную долю занимают небольшие строительные рынки или специализированные магазины–базы.
Отличаются и продажи у мегаполиса и области. По оценке СТД "Петрович", региональные продажи (области вокруг крупных городов) занимают не более 10% рынка. В регионах значительным спросом пользуются товары низкого ценового сегмента: нерудные материалы, цемент, ЛПМ, кровля, изоляция, в то время как в городах превалирует продажа отделочных материалов в среднем и высоком ценовом сегменте.

Сетевые возможности

Целевую аудиторию таких площадок составляют прорабы, индивидуальные предприниматели и частные лица. Сравнивая строительные базы с розничным магазином, стоит отметить, что у баз больше доля мелкооптовых покупателей, какими являются прорабы и индивидуальные предприниматели, то есть те, кто покупает материалы не для себя, а для оказания услуг по строительству и ремонту другим юридическим или физическим лицам, поясняет Михаил Шелухин, заместитель директора по развитию продаж компании "Сатурн".
Как и во многих сегментах торговли, крупные сети отъедают долю независимых площадок. Доля строительных рынков в общем объеме оборота стройматериалов стабильно снижается и составляет сейчас менее 25% от общего объема реализации. Конкуренция в сегменте растет, и строительные базы давно вытесняет современная розница.
"DIY–гипермаркеты испытывают меньшие трудности, нежели мелкие игроки, в силу более развитой логистической инфраструктуры, лучшего ассортимента, больших возможностей по предоставлению качественного и гибкого к потребностям покупателя сервиса, наличия системы гарантирования качества товаров", — перечисляет Алексей Коренев, аналитик ГК "ФИНАМ".
Платежеспособный спрос на строительные материалы в Ленобласти низкий, поэтому в последнее время в этом регионе закрылось значительное количество мелких точек продаж и рынков, объясняет Евгений Мовчан, генеральный директор СТД "Петрович". "Сегодня выживают те игроки, которые могут приспособиться к изменениям рынка. Меняются требования покупателей, поэтому необходимо меняться самим", — полагает топ–менеджер.
"Важно не только какой товар ты предлагаешь покупателю и по какой цене, но и насколько твоему покупателю удобно его выбрать, оплатить, получить, при необходимости обменять и т. д.", — солидарен Михаил Шелухин.

Рост вопреки кризису

Вопреки негативной ситуации на рынке, большинство розничных сетей намерены расширять присутствие в регионе. Так, у "Сатурна" сегодня в Петербурге и Ленобласти открыто семь оптово–розничных строймаркетов, а в целом по России работает 47 торговых площадок. За последние 2 года рост продаж ретейлера составлял более 10% год к году. В этом году компания будет открывать магазины в Красноярске, Томске, Уфе и Волгограде. СТД "Петрович" в 2018 году в северной части Петербурга построит второй строительный центр в формате хаба. Сейчас у ретейлера работает восемь объектов в Петербурге, пять в СЗФО, четыре в ЦФО. Грандиозные планы у ТД "Вимос", который в течение 2017–2018 годов намерен инвестировать около 1,7 млрд рублей в модернизацию существующих объектов и строительство новых точек на Северо–Западе. Сейчас сеть состоит из 45 магазинов.
Но прогнозы на будущее у экспертов не радужные. Увеличение платежеспособного спроса со стороны населения, оживление на рынке строительства и ремонта и множество других факторов могут вызвать и улучшение ситуации на рынке стройматериалов.
"Если же стагнационные явления в экономике страны будут затягиваться и далее, то мы, скорее всего, увидим продолжение снижения спроса и объемов на рынке стройматериалов, и в частности DIY–сегмента, до достижения определенного равновесного состояния", — убежден Алексей Коренев.