Озеленение сверх нормы

Выполняя требование об озеленении придомовых территорий, застройщики все чаще выходят за рамки простой укладки газона, разбивая целые парки с прудами и зонами отдыха.

Озелененные придомовые территории из формальной необходимости, продиктованной правилами землепользования, превратились в орудие конкурентной борьбы за покупателей квартир.
В желании привлечь внимание клиента застройщики предлагают все более интересные варианты озеленения дворов, не ограничиваясь простым газоном, но создавая настоящие сады с прудами и прочими элементами ландшафтного дизайна.

Стандарт озеленения

В соответствии с правилами землепользования, на 100 м2 жилья должно приходиться не менее 23 м2 зеленых придомовых территорий. Для формального соответствия норме застройщик теоретически может предпочесть наименее затратный вариант — просто высадить огромный газон. Но специалисты предостерегают, что это далеко не самый удачный выбор, хоть и по–прежнему пользующийся популярностью.
"Самое популярное решение в современных ЖК — огромные площади газонов, которые бессмысленно и бездумно проектируются на стадии генплана. Газоны, которые никак не могут впоследствии использоваться жильцами, за которыми не осуществляется должный уход. Поле с сорняками, которое посеяли, чтобы соблюсти нормы озеленения. Рядом обязательно еще детское оборудование безумных цветов", — объясняет коммерческий директор ландшафтно–архитектурного бюро "МОХ" Дмитрий Голубев.
Он также добавляет, что проекты в сегментах эконом и комфорт практически полностью обходятся сейчас без привлечения ландшафтных архитекторов, а вот запросов на благоустройство премиальных ЖК становится больше.
На озеленение придомовой территории застройщики, как правило, выделяют около 5% бюджета проекта, но в некоторых случаях затраты могут быть увеличены до 10%.
По оценкам Дмитрия Голубева, сейчас для ЖК минимальная стоимость благоустройства с "человеческим лицом" составляет 1500–2000 рублей за квадратный метр в реализации.

Квартиры — людям, пруд — рыбам

Когда речь заходит об элитном жилье, застройщики стараются не экономить, так как потенциальные покупатели квартир внимательно относятся к каждой детали, и недостаточно качественное озеленение может сделать объект неконкурентоспособным в своем сегменте.
"Всем девелоперам уже понятно, что нельзя выводить на рынок просто дома. Покупатель ищет комфортную среду, требует благоустроенные дворы, обращает внимание на зеленые насаждения", — говорит директор по строительству Mirland Development Лев Марголин.
А вот хорошо продуманный объект озеленения может по–настоящему украсить проект и послужить дополнительным стимулом для покупки, придавая ему законченный респектабельный вид, считает начальник отдела продаж ЗАО "БФА–Девелопмент" Светлана Денисова.
"В элитных проектах высаживаемые растения не должны со временем испортить видовые характеристики, не должны стать проблемой для аллергиков, организуемые клумбы должны быть оригинальны, восхищать и радовать собственников", — рассказывает о тонкостях директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St Petersburg Екатерина Немченко. Она также добавляет, что застройщики все деликатнее относятся к уже существующим зеленым насаждениям, и отмечает в качестве удачного проекта "Смольный парк" компании ЛСР, где новые дома окружены зеленью старого парка. Другой подход — высадка уже взрослых деревьев.
Светлана Денисова в качестве примера нестандартного подхода к озеленению приводит ЖК "Огни залива", где вдоль домов со стороны Финского залива установлены необычные конструкции — габионы, которые засеяны травой, и ЖК "Академ–Парк", где заселенный рыбами пруд разделяет внутренний двор на зоны активного и спокойного отдыха.

Этажи и деревьярастут вместе

Искать вдохновение для новых проектов застройщики могли бы в проектах, реализованных в других странах, но особенности петербургского климата часто не позволяют копировать удачные для других регионов решения.
"Мы не Сочи, и создать естественную оранжерею, даже при должном уходе, не всегда получится. Отсутствие солнца и холодная погода диктуют свои правила, и, даже если растения приживутся, не все смогут обеспечить им необходимый уход. Из–за малого количества питомников некоторые застройщики закупают растения в Германии или Голландии. Но это немалые затраты, их себе могут позволить в основном проекты премиум–класса. Например, купить 300 качественных лип за раз на Северо–Западе практически невозможно", — говорит генеральный директор ЗАО "Инвестторг" Игорь Новгородский.
При этом в качестве удачных примеров озеленения он приводит опыт Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии, где жилые кварталы — это "зеленые оазисы", а также Сингапур с растущими на улицах орхидеями, жизнеспособность которых поддерживается автоматическим поливом и кондиционерами.
А Екатерина Немченко отмечает также подход к озеленению китайских строительных компаний, которые высаживают деревья в соответствии с ландшафтным дизайном территории в начале строительства, деревья растут вместе с этажами и к окончанию строительства имеют вполне зрелый вид.