Локации на вес золота

Ювелирный рынок на фоне кризиса кардинально меняется. Сети закрывают объекты в стрит–ретейле и ищут помещения в торговых комплексах.

Ррозничный ювелирный рынок переживает кардинальные изменения, говорят опрошенные "ДП" ретейлеры. На фоне кризиса в экономике и падения покупательной способности одной из основных тенденций стала смена формата: ретейлеры, подстраиваясь под потребительский спрос, массово открывают свои точки в ТРК, закрывая объекты в стрит–ретейле.
А те магазины, которые продолжают работать во встроенных помещениях, сокращают площади. При этом спрос на ювелирные изделия откатился к уровню 2003 года, подсчитали аналитики.

Манят острова

Пик развития ювелирного сегмента отмечался 3–5 лет назад, считают в Colliers International. Сейчас даже такие крупные игроки, как Sunlight и "Русские самоцветы", приостановили развитие розницы, а маленькие сети, такие как "Яшма золото", освобождают свои площадки и вовсе закрываются, фиксирует вице–президент по управлению коммерческой недвижимостью АРИН Екатерина Лапина.
"В настоящий момент операторы тяготеют к размещению в торговых центрах, где популярны торговые точки в формате "островки" на первых этажах у входных групп", — объясняет руководитель департамента street retail Colliers International в Петербурге Александр Просенков.
Если еще 4 года назад сети массово открывали целые ювелирные гипермаркеты площадью 200 м2, то сейчас средняя площадь магазина сократилась до 60 м2.
В торговых комплексах ювелирные сети развивают два формата — "островной" и полноценные магазины.
Как говорят игроки рынка, борьба между сетями сейчас разворачивается именно за площади под "островки".
По мнению Александра Просенкова, такой формат позволяет минимизировать арендную плату и при этом разместить большое количество витрин. Кроме того, в условиях кризиса он позволяет ювелирам получить часть покупательского трафика, который формируют продавцы одежды и обуви, работающие в ТРК, считают в Российском информационно–аналитическом агентстве "РосЮвелирЭксперт". "Например, идет девушка по торговому центру за платьем или туфлями за 6 тыс. рублей, проходит мимо такого корнера, видит кольцо примерно за ту же сумму и покупает его. Специально в ювелирный магазин она не пошла бы, а так обратила внимание на украшение", — приводят пример эксперты.

Вместо бриллиантов iPhone

За последние пару лет сильно изменился и ассортимент ювелирных салонов сегмента масс–маркет. Выросла доля изделий из серебра и бижутерии, легковесных золотых изделий. Так, например, если еще 7–10 лет назад вес одного изделия был на уровне 10–15 г, то в настоящее время в сетях масс–маркет вес одного изделия — 1,3–1,7 г. Покупатели стали больше внимания обращать на дизайн, чем на количество граммов.
Ювелиры начали использовать в качестве вставок в украшения такие материалы, как керамика, сталь, дерево, чего раньше не делали. И если раньше для статусности люди покупали золотые изделия, то теперь покупают последние модели смартфонов и других гаджетов. "Молодежи не нужна ювелирная продукция, у них в приоритете путешествия, гаджеты, автомобили, но не драгоценности", — сокрушаются в "РосЮвелирЭксперте".
В качестве украшений молодая аудитория предпочитает авторские, необычные изделия, отмечают ретейлеры.
"Очень сильно выросла в продажах доля серебра, сейчас почти половина всех продаж в штуках приходится на этот товар. В связи с этим мы запустили новое направление style&serebro — открываемся "островками" в торговых комплексах с упором на модные и недорогие серебряные украшения", — рассказал генеральный директор ювелирной сети "585. Золотой" Алексей Феликсов.

В надежде на будущее

На пике кризиса в 2015 году спрос на ювелирные изделия из золота в России откатился на 14 лет назад: рынок (в валютном эквиваленте) сократился на 43% по сравнению с 2014–м, приводят данные в Fashion Consulting Group.
В 2016 году объем легального рынка ювелирных изделий в России составил 115 млрд рублей, а оборот ювелирного рынка в Петербурге — примерно 6 млрд рублей, приводит данные Тимур Нигматуллин, аналитик "Открытие Брокер". По его мнению, в 2017 году ожидается рост продаж ювелирных украшений в пределах 10% на фоне улучшения экономической конъюнктуры и снижения ставок потребительских кредитов.