Невыносимая легкость багажа. Как российских авиапассажиров приучают летать налегке

Автор фото: Коньков Сергей

В России меняют авиационное законодательство, и совсем скоро некоторые пассажиры могут лишиться права на бесплатный провоз 10 кг багажа. "ДП" рассказывает, как страна несколько лет шла к этим изменениям и приведут ли они хотя бы к незначительному снижению стоимости билетов.

Российские власти всерьез взялись за авиационное законодательство, прежде всего отменив норму бесплатного провоза багажа. В конце июля соответствующий законопроект был принят Госдумой в третьем чтении, а позже, сначала раскритиковав, его одобрил и Совет Федерации. Ранее эту идею не раз озвучивал крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот" (за первое полугодие компания перевезла 15,25 млн пассажиров), а позже его "дочка" "Победа".
Действующее законодательство обязывало авиакомпании разрешать провозить как минимум 10 кг (где именно их можно провозить — в багажном отделении или ручной клади, закон не прописывал), а также определяло предметы, которые можно бесплатно взять в ручную кладь сверх всяких норм.
На практике 10 кг ограничивали допустимый багаж далеко не все авиаперевозчики. Например, "Аэрофлот" разрешал провозить 23 кг в багажном отделении и 10 кг в ручной клади, "Уральские авиалинии" допускали провоз 10 кг в багаже и еще 5 кг в ручной клади. "Победа" и S7 при этом разрешали взять ровно 10 кг, при этом первая предписывала провозить их в багажном отделении, вторая — брать в салон.
Сколько пасажиров перевезли росийские виакомпании в I полугодии 2017 года, млн. чел
Источник: www.favt.ru
Новое законодательство разрешит авиакомпаниям самим определять нормы провоза багажа, правда, только для невозвратных билетов. По самым оптимистичным прогнозам это может стать катализатором появления большего количества лоукостеров и более дешевых тарифов у других авиаперевозчиков, с другой стороны — закон может просто увеличить стоимость билетов.

Чемодан против лоукостеров

История лишения российских авиапассажиров права на бесплатный багаж началась еще в 2014 году. Как раз тогда на горизонте появился третий в истории страны лоукостер "Добролет". Два других, "Авианова" и Sky Express, не выдержали формата бюджетных перевозок в российских реалиях, быстро начали испытывать финансовые трудности и в итоге прекратили существование. При этом эксперты и участники авиарынка не раз заявляли, что главное препятствие на пути новых лоукостеров — это именно российское законодательство. На тот момент оно не допускало невозвратных тарифов, которые во всем мире позволяют бюджетным авиакомпаниям предлагать низкие цены на билеты, и диктовала обязательную норму бесплатного багажа. С появлением третьего российского лоукостера "Добролет" появилась и идея все-таки подправить законодательство. В апреле 2014 года Владимир Путин подписал закон, разрешающий продажу невозвратных билетов. А около месяца спустя в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий также отмену бесплатной нормы провоза багажа. В тексте законопроекта четко было прописано, что "договор воздушной перевозки пассажира может предусматривать норму бесплатного провоза багажа или не предусматривать такую норму".
Интересно, что внесение проекта закона совпало с началом продаж "Добролета", дочернего предприятия "Аэрофлота", названного именем, которое носил сам "Аэрофлот" до 1932 года. В течение одного месяца законопроект приняли в первом чтении. А потом "Добролет" прекратил свое существование из-за санкций, наложенных на компанию за продажу билетов в Крым, а законопроекту не был дан дальнейший ход.
В сентябре 2014 года на российском рынке появился новый бюджетный перевозчик — авиакомпания "Победа", также дочка "Аэрофлота", по сути, ставшая реинкарнацией попавшего под санкции "Добролета".

Победа "Победы"

Возникшая на месте канувшего в лету "Добролета" "Победа" сразу удивила пассажиров не только низкими ценами на билеты (поначалу перевозчик предлагал перелеты чуть ли не за рубль, правда, без учета такс и сборов), но и суровыми правилами в лучших традициях лоукостеров. Например, в ручную кладь не допускались женские рюкзаки — за них предлагалось взимать отдельную плату. В соответствии с действующими на тот момент правилами перевозки авиакомпании должны были бесплатно разрешать провоз в ручной клади 18 предметов, в том числе и дамских сумочек. А вот дамские рюкзаки в правилах прописаны не были. Пассажиры, разумеется, жаловались, Роспотребнадзор, приняв жалобы и проведя проверку, заключал: "женский рюкзак — разновидность дамской сумочки". Суды с этим решением соглашались. Справедливость инициативы взимать дополнительную плату за провоз пакетов из Duty Free авиакомпания также не могла отстоять в суде. При этом в "Победе", как и в "Аэрофлоте", говорили о том, что для появления в России полноценных лоукостеров необходимо менять законодательство.
"Из того пакета инициатив, который в свое время продвигал "Аэрофлот", появились невозвратные тарифы, беспошлинный ввоз воздушных судов до 189 кресел, отменилось обязательное питание. Но нам нужно еще очень многое. Главное — отменить обязанность пассажира оплачивать провоз 10 кг багажа и кучи личных вещей вне зависимости от их наличия у него. Законодательство обязывает авиакомпании включать это в тариф. Нигде в мире уже такого нет — каждая авиакомпания устанавливает свои правила перевозки багажа и ручной клади, предоставляя пассажиру право выбора", — говорил в ноябре 2016 года генеральный директор "Победы" Андрей Калмыков в интервью Интерфаксу.
За 2 месяца до этого интервью Андрей Калмыков также направлял в Минтранс письмо с просьбой внести изменения в действующее авиационное законодательство. Он предлагал упразднить список из 18 вещей, которые перевозчики должны безоговорочно допускать к бесплатной перевозке в ручной клади и разрешить бесплатно брать в салон лишь одну вещь весом не более 5 кг и 75 см (в сумме измерений).
В начале июля 2017 года депутаты снова вспомнили об идее отменить норму бесплатного провоза багажа, дав авиакомпаниям право самостоятельно решить — разрешать ли пассажирам провозить багаж бесплатно или же брать за это дополнительный сбор. Все это, впрочем, касалось только пассажиров, приобретающих невозвратные (то есть, как правило, самые дешевые билеты). 20 июля закон был окончательно принят в третьем чтении.  

Бюджетнее или дороже

24 июля Совет Федерации рекомендовал принятый Госдумой законопроект отклонить, предположив, что он может сделать билеты дороже, а Минтранс в тот же день предложил свою трактовку закона. В частности, ведомство предложило нормы для ручной клади — ее вес не должен превышать 5 кг, а сверх этой нормы можно взять только дамскую сумочку (или портфель), детское питание, костюм в портпледе, детскую люльку, костыли или складную кресло-коляску. Все остальное, включая мобильные телефоны и ноутбуки, будет учитываться в норме ручной клади и, возможно, взвешиваться.
Ранее компании сами определяли норму ручной клади, а также то, сколько сумок пассажир может взять в салон, но закон четко прописывал, что можно брать 18 предметов, среди которых дамская сумочка или портфель, папка для бумаг, зонт, трость, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамера, портативный компьютер и даже букет цветов.
Инициативу Минтранса жестко раскритиковала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
"Что касается ручной клади, вы там какую-то чушь написали, что нельзя проносить телефоны, книги, цветы, верхнюю одежду. Кто автор этого нормативного акта?" — заявила она и назвала акт коллективной безответственностью.
Тем не менее Совет Федерации сам закон все же принял, а Валентина Матвиенко пояснила: "Этот закон дает право гражданам купить дешевле билет. Человек, который летит без багажа, имеет право купить билет с другой опцией дешевле. Все эти нормативные акты — это другая история".
Интересно, что в Совете Федерации с разницей менее чем в неделю озвучили две противоположные точки зрения: сначала заявили, что закон сделает билеты дороже, а потом, наоборот, дешевле. На самом деле возможны оба варианта.
"Пока трудно сказать, как воздушные перевозчики реализуют на практике закон, предусматривающий право авиакомпаний исключать норму о бесплатном провозе багажа, если пассажиру продан невозвратный авиабилет. В целом это дает авиакомпаниям возможность повысить стоимость билетов для граждан, но также, возможно, он спровоцирует появление новых видов тарифов. Скорее тут можно рассмотреть ситуацию в зависимости от конкуренции на линии. Если на линии присутствует множество перевозчиков, то, вероятно, борьба будет идти на уровне тарифов, в случае локальной монополии вероятен банальный рост тарифов", — объясняет аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Теперь у компаний появятся законные основания для создания тарифов по невозвратным билетам, которые могут стать дешевле аналогичных возвратных на 1-3 тыс. рублей. Но будут ли крупные авиакомпании использовать эти возможности для создания более удобной сетки тарифов или попытаются просто увеличить стоимость перевозок, станет понятно лишь осенью. Зато наверняка лоукостеры воспользуются новыми правилами и за счет более высокой ценовой мобильности увеличат свою заполняемость авиарейсов.
Антон Быков
ведущий аналитик ООО "Аналитик-Сервис"

Кто откажется от багажа

По данным исследования сервиса по поиску билетов Momondo, большинство петербуржцев ни разу не сталкивались с необходимостью доплатить за багаж, но при этом 30% горожан выражают готовность оплатить такой сбор, если заранее о нем узнают, еще 24% оплатят его, если стоимость будет доступной, а 23% — в случае, ели это будет очень нужно.
Приходилось ли петербуржцам платить сбор за провоз дополнительного багажа, %
Источник: momondo.ru
На практике жители Петербурга, да и других городов России могут оказаться не так готовы платить за право взять с собой чемодан с вещами, как на словах. Достаточно вспомнить, как часто россияне воспринимали в штыки правила бюджетных авиакомпаний, например, той же "Победы". Компанию критиковали за то, что она не давала бесплатно перевозить в ручной клади женские рюкзаки, взимала плату за выбор места и провоз дополнительных килограммов багажа — в общем, делала все то, что давно делают большинство западных лоукостеров.
Готовы ли петербуржцы платить за провоз багажа, %
Источник: momondo.ru
Впрочем,  в борьбу за право на внушительных размеров чемодан охотно вступали и зарубежные пассажиры. Так, в 2015 году Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), на рекомендации которой ориентируются большинство авиаперевозчиков, сделала попытку изменить принятые (хоть и не являющиеся обязательными) нормы багажа, который можно брать с собой в салон. ИАТА предложила уменьшить размеры разрешенных к провозу в салоне самолета сумок. Как сообщалось в СМИ, ряд авиакомпаний, среди которых были Lufthansa, Emirates и Qatar Airlines, поддержали эту идею, а вот общественность восприняла ее в штыки. Пассажиров возмущал не только тот факт, что придется брать с собой меньше багажа, но и необходимость приобретать новые чемоданы, соответствующие вновь установленным стандартам. Программу было решено заморозить, и ни одна из перечисленных авиакомпаний так и не приняла новые стандарты для чемоданов, разрешенных к провозу в салоне.