Территория комфорта

Еще недавно ландшафтный дизайн и красиво оформленная озелененная территория были прерогативой только пафосных жилых проектов уровня бизнес–класса и выше.

В последнее время интересные варианты озеленения все чаще встречаются и в сегментах, относящихся к масс–маркету.
Как рассказал управляющий партнер Glorax Development Дмитрий Коновалов, существуют нормативы, регулирующие объемы озеленения территории в строящихся кварталах. По Правилам землепользования и застройки в Петербурге на 100 м2 площади квартир не менее 23 м2 должно приходиться на зеленые зоны. "Если же проект расположен за городом или на приграничных с городом районах, то архитекторы вместе с девелоперами могут создавать по–настоящему большие зеленые пространства", — добавляет генеральный директор ООО "Город–спутник "Южный" Сергей Хромов.
Так, на территории города–спутника Южный под зеленые насаждения и рекреационные зоны будет отведено 400 га, что составит 25% всей площади, предполагаемой под застройку. В проекте "Чудеса Света", акцентом которого станет общественное пространство с тенистыми беседками и небольшими скверами, оформленными в мотивах мощной северной природы, планируется озеленить почти 32% общей площади. В ЖК "Аннинский парк" площадь, которая будет отдана под озеленение, уже составляет более 35%. В малоэтажных поселках Mistola Hills и EcoCity, составляющих фактически один новый район в 7 км от Петербурга, под эти цели отдано 40% территории — то есть в среднем на одну квартиру приходится около 60 м2.
По словам Михаила Голубева, затраты застройщика на озеленение территории, как правило, составляют около 5%, однако, понимая, что фактор комфортной среды может стать решающим при покупке квартиры, застройщики готовы пожертвовать и до 10% общей себестоимости проекта. "Подобные вложения, конечно, окупаются, так как покупатель приобретает не только квартиру у застройщика, но и среду обитания", — поясняет директор по маркетингу и продажам EKE Ирина Зеренкова.

Продуманные решения

"Акцент стоит делать не только на площади озеленения, но и на качестве исполнения работ по оформлению придомовой территории", — считает руководитель проекта "Клубный дом Art View House" (девелопер "Охта Групп") Михаил Ривлин.
По словам инвестора проекта "Прибрежный квартал" Михаила Голубева, лучшие образцы новых жилых комплексов сегодня отличают особые программы с использованием интенсивного озеленения, в рамках которого создаются полноценные рекреационные территории с деревьями, дорожками и кустарниками. Некоторые девелоперы идут еще дальше и создают целые общественные пространства: бульвары, парковые зоны с ландшафтным дизайном, благоустроенные набережные с променадом и скверы.
И если законодательно объем зеленых насаждений напрямую зависит от количества запроектированных квадратных метров, то породы деревьев и кустарников, тип мощения территории под озеленение, установленные на ней малые архитектурные формы и т. д. — все это оставлено на усмотрение застройщика.
В комплексе бизнес–класса Golden City на намывных территориях Васильевского острова будут организованы прогулочные аллеи с видом на Финский залив и выходом к воде, а в проекте "Первый квартал" на Лиговском пр., позиционирующемся как комфорт–класс, будет создан целый парк для жителей.
Интересные зеленые решения запланированы и в масштабном комплексе Ultra City на Комендантском пр., который относится к комфорт–классу. Здесь будет разбит фруктовый сад из яблонь и вишен, появятся мини–холмы, куртины с сиренью и девичьим виноградом, лужайки с березами, декоративные растения с разноцветной листвой и другие интересные элементы ландшафтного дизайна, максимально приближенные к природе.

Желание выделиться

"В условиях высокой конкуренции застройщики пытаются привнести что–то новое, чем–то удивить покупателя", — объясняет Дмитрий Коновалов.
По словам руководителя направления долевого строительства корпорации "Адвекс. Недвижимость" Ольги Морозовой, создание парков и бульваров, оранжерей и зеленых променадов — это реальная возможность выделиться на фоне конкурентов.
Эксперты считают, что по мере насыщения рынка качественное озеленение территории будет играть все более значительную роль. "Сегодня рынок идет к тому, что больше жилья будет продаваться в готовом состоянии, поэтому комфортная среда обитания станет крайне важна", — поясняет генеральный директор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.
Учитывая это, ряд девелоперов, еще не приступив к активному строительству, начинают заботиться о дополнительном озеленении будущих жилых комплексов. По мнению Ольги Морозовой, в условиях возросшей конкуренции на первый план выходит фактор спроса, поэтому в перспективе девелоперы будут использовать любую возможность сделать проект ярче — в частности, за счет уникальных ландшафтных решений. Так что не исключено, что очень скоро бульваров и променадов в Петербурге станет больше.