Куда не стоит обращаться стартаперу

 

Вложив около 30 млн рублей, я создал компанию, производящую чизкейки и гамбургеры в тюбиках под брендом Eattube. Кроме того, я достаточно долго занимался венчурными проектами — более 7 лет — в качестве бизнес–ангела, близко знаком с этой сферой и знаю, как взаимодействуют стартаперы с инвесторами. За этот период я вложил в различные проекты более 100 млн рублей. В России существует ряд солидных венчурных фондов, таких как Almaz Capital, Runa Capital, DST Юрия Мильнера, но, с моей точки зрения, это скорее инвестиционные фонды для зрелых IT–проектов, которые уже показали свою финансовую состоятельность.
А если стартап только на стадии MVP (рабочей модели) или, не дай бог, просто идеи, то есть стартапер делает только первые шаги, — где взять деньги на развитие проекта? Фонды требуют, чтобы вы показали ряд цифр — финансовую модель, объем продаж, а лучше сразу чистую прибыль. Без них ваши шансы получить инвестиции практически равны нулю. Если взглянуть на западный венчурный рынок, то станет ясно, что там стартаперу, имеющему хороший бэкграунд, достаточно обозначить инвестору идею или доказать, что вы профи в этой области и идея действительно прорывная. У нас же нет ничего подобного. Наша система венчурного финансирования — фикция.
Не советовал бы стартаперам обращаться ни в частные, ни тем более в госфонды, поскольку и первые, и вторые не намерены рисковать, а венчурными они себя называют потому, что так модно. Обращаясь в эти фонды, стартаперы встречаются с молодыми аналитиками, хорошо разбирающимися в цифрах, но ничего не понимающими в технологиях. В свою очередь, начинающий предприниматель, технарь или программист, в 99% случаев ничего не смыслит в финансовых вопросах. Поэтому масса интересных стартапов не находит отклика от местных инвесторов и они ищут счастье за рубежом.
Например, в начале июня я был в Сколково на конференции Startup Village — 2017, посвященной новым технологическим проектам. Там выступали Артем Голдман и Андрей Зиновьев, основатели стартапов Visabot и Statsbot, которые рассказали, как "подняли" несколько раундов инвестиций в США, даже не зная английского! Проблема в том, что у нас нет культуры венчурного инвестирования. Если взглянуть на топ российских компаний, то увидите — все верхние строчки занимают сырьевики, банки, строители и ретейл, у руководителей которых мозг работает не так, как у основателей технологических стартапов. К сожалению, изменить нашу систему в ближайшее время невозможно, и нам остается лишь молиться, чтобы таких компаний, как "Яндекс", "ВКонтакте", становилось все больше, а сырьевых — меньше.