Почему падают продажи автомобилей с пробегом

 

Рынок автомобилей с пробегом всегда отличался от рынка новых автомобилей. Его объем в "докризисный" 2013 год составлял 5,75 млн машин, что почти вдвое больше рынка новых машин в тот период. В годы кризиса он развивался по другой траектории — падение было существенно медленнее. Так, в 2016 году размер рынка авто с пробегом составил 5,19 млн, что уже в 4 раза превышало объем рынка новых автомобилей, по данным агентства "Автостат". Неудивительно, что большинство автодилеров сделали продажи подержанных машин серьезным приоритетом, потому что это позволило заместить объемы продаж новых автомобилей, потерянные в кризис, и даже вырасти на этом фоне. Однако в первом полугодии 2017 года ситуация начала меняться. По данным АЕБ, продажи новых автомобилей в июне 2017 года выросли на 15% по сравнению с тем же периодом 2016–го по РФ, в том числе на 5,7% по Петербургу. Наибольший рост демонстрируют массовые бренды. Весь сегмент вырос в первом полугодии на 8,4%, причем лидеры растут значительно сильнее: 22,1% — КИА, 12,8% — Lada.
При этом рынок автомобилей с пробегом, к удивлению, начал сокращаться. За 12 месяцев с мая 2016–го по июнь 2017 года таких автомобилей было зарегистрировано на 3,2% меньше в РФ и на 3,7% по Петербургу. Чем можно объяснить такое резкое изменение тренда? Это следствие более оптимистичного взгляда на будущее со стороны автолюбителей, рост пресловутого "потребительского оптимизма". Кредит стал более доступен и востребован, продажи в кредит возросли и продолжают расти. В такой ситуации понятно стремление автодилеров сосредоточиться на рынке новых автомобилей, который после нескольких лет упадка начал неуверенное восстановление. Этот рынок более прозрачен, и именно в нем у автодилеров есть лучшие возможности, компетенции и добавочная стоимость, востребованная покупателями.
Но продажи подержанных машин дилерами также будут расти. Сегодня их доля в общем рынке автомобилей с пробегом РФ оценивается в 10–15%, что существенно меньше 40–60% аналогичной доли на развитых рынках Германии и США. Покупателям выгодна прозрачность, а главное — доступность потребительского финансирования автомобилей с пробегом, если она не уступает предлагаемым при продаже новым автомобилям. Качественному росту рынка подержанных машин в России мешает ряд причин: отсутствие банковского финансирования, складов автомобилей с пробегом, выгодных продуктов потребительского кредитования. И если по последнему пункту сейчас реализуется ряд серьезных IТ–проектов, то активность финансовых институтов явно недостаточна. Не секрет, что у банковского сообщества есть избыток средств, "не доходящих" до реального сектора. Современные технологии позволяют минимизировать риски по операциям с автомобилями с пробегом, как минимум уравнивая их с рисками по новым автомобилям, традиционно принимаемыми риск–менеджментом банков. Вопрос, почему за последние 2–3 года на рынке не сформировалось емкое направление корпоративного и потребительского кредитования этого бизнеса, пока остается без ответа.