2% тоже могут оскорбиться. Как участники акций протеста отвечают на оскорбления в свой адрес

Автор фото: Коммерсант

Шахтеры из Гуково, протестовавшие из-за банкротства предприятия и невыплаты зарплат, подали в суд на директора ВЦИОМ за нелестное высказывание в свой адрес. Раньше митингующие не так часто отстаивали свое право на защиту чести и достоинства, а оскорблялись и подавали иски, напротив, представители власти, обиженные протестами.

Шахтеры из Гуково подали в суд на главу ВЦИОМ Валерия Федорова за нелестные сравнения протестующих, которые тот позволил себе во время интервью "Дождю". Во время июньской беседы журналистка спросила Федорова, что он думает о высказывании Владимира Соловьева, назвавшего участников протестных акций 2% дерьма. Директор ВЦИОМ без смущения ответил, что "дерьма гораздо больше, около 15%".
"Это люди, у которых нет любви к нашей родине, это люди, у которых нет желания сделать ее лучше, это люди, которые готовы всегда критиковать, протестовать, по поводу и без повода, касается их или нет. Вот я считаю, что таких людей гораздо больше. Это плохо", — заявил социолог.
Шахтеры, протестовавшие против банкротства предприятий группы "Кингкоул" и невыплаты зарплат, посчитали высказывание оскорбительным, с чем и обратились в суд, потребовав от Валерия Федорова извинений.
Вообще за последние пару лет ситуация складывалась совершенно иная. Оскорблялись по отношению к протестующим, как правило, представители власти, а также им сочувствующие. Причем с их стороны судебными исками дело не ограничивалось — многие были задеты настолько, что не стеснялись откровенно оскорблять обидчиков.

Оскорбленные протестом

В 2015 году глава администрации Нового Уренгоя Иван Костогриз обратился в суд с восьмистраничным исковым заявлением, в котором рассказывал, что критикующие его видеоролики местной активистки наносят вред его деловой репутации. Чиновник пояснял, что он из-за этого сильно переживает и страдает бессонницей. В том же году мэр Архангельска, видимо, распереживался настолько, что назвал выступающих против "Платона" водителей большегрузов безмозглыми. Дальше чиновники, журналисты и прочие ранимые личности оскорблялись только больше, а поэтому и сами стремились оскорбить задевших их чувства протестующих. Так, дагестанский чиновник был настолько задет протестами против "Платона", что на своей странице в Facebook назвал протестующих дальнобойщиков уродами, зверьми и призвал "кромсать" их и "разбивать им рожи". Чиновники, впрочем, не единственные, кого задевали протестующие. Среди сочувствующих власть имущим находились и, например, журналисты. Так, после мартовских антикоррупционных акций на сайте муниципальной газеты "Вечерний Мурманск" появился материал под заголовком "Нестерпимо надоело быть корректным". В нем автор называл протестующих шушерой, шпаной сопливой и боевыми ... (представителями нетрадиционной ориентации). А спустя несколько месяцев уже после протестов в День России на принимавшую в них участие молодежь с оскорблениями обрушился телеведущий Владимир Соловьев. Вот он уже совсем себя не сдерживал. Настолько, что даже пришлось пренебречь банальной логикой и назвать тех, кто пришел на антикоррупционный митинг, детьми коррупционеров. Это, пожалуй, было самое мягкое высказывание журналиста в адрес протестующих. Кроме того он их назвал их гопниками, мажористыми придурками, ну и, конечно, 2% дерьма. Последнюю фразу телеведущему припоминали еще долгое время. Как раз на ней и выяснилось, что 2% тоже могут оскорбиться, причем сделать это чуть в более цивилизованной форме. После высказываний журналиста участники акций на Тверской обратились в приемную дежурной части ГУ МВД России по Москве с заявлениями, в которых просили возбудить против Соловьева уголовное дело по статьям "хулиганство" и "клевета".

Обиделись в ответ

В случае с высказавшимся следом за Соловьевым PR-директором "МегаФона" Петра Лидова обошлось без исков, зато не обошлось без скандала. Сотрудник сотового оператора на собственной странице в Twitter после июньских акций назвал их участников малолетними дегенератами. Тут снова стало ясно, что выходившие на митинги тоже могут оскорбиться и у них тоже найдутся сочувствующие, а среди последних обязательно обнаружатся и клиенты "МегаФона". Все, кто не оценил высказываний Петра Лидова в соцсетях, призывали бойкотировать сотового оператора и обещали сами отказаться от услуг "МегаФона". В итоге сотрудник компании извинился за свой пост, а потом и вовсе уволился, причем, по уверениям нескольких источников, именно из-за скандала с высказыванием (другие, впрочем утверждают, что решение было принято добровольно и к "малолетним дегенератам" никакого отношения не имеет).
Кстати, те, кого "Вечерний Мурманск" обозвал шушерой и шпаной сопливой, тоже не стали молчать и даже в какой-то степени добились справедливости. Активисты обратились в Роскомнадзор, обратив внимание ведомства  оскорбления и обсценную лексику в материале. Надзорный орган мата в статье не нашел, но все же объяснил изданию, что "использование грубых неприличных слов и выражений, оскорбляющих общественную мораль, недопустимо".