У заводской проходной

Кировский район так и остался по большей части промышленным и портовым. Проекты новостроек здесь редки.

Кировский район начали планомерно застраивать с 20–30–х годов XX века. Мощнейший импульс новое строительство в районе — особенно в южной части — получило с началом эпохи индустриального домостроения в 60–х годах.
Новостроек в Кировском районе немного, да и свободные пятна под застройку практически отсутствуют. Новые, более–менее масштабные проекты, по мнению участников рынка, могут появиться либо в ходе редевелопмента промышленных зон, либо в результате развития ранее застроенных территорий.

От порта до завода

Появлению новых объектов жилого строительства в Кировском районе препятствует большое количество промышленных предприятий. "Атмосферу в этом сложившемся районе задает Кировский завод, — отмечает генеральный директор строительной компании "Красная Стрела" Николай Урусов, — в связи с этим, на мой взгляд, там есть определенные сложности с экологией и транспортной доступностью, характерные для сформированной промышленной зоны".
Сегодня здесь около 60 объектов, преобразование которых в современную жилую застройку связано с преодолением немалого числа градостроительных трудностей. "К ним относятся изменение функционального назначения из зоны промышленного строительства в общественно–деловую, необходимость освоения новых промышленных территорий в черте города и т. п.", — комментирует ситуацию коммерческий директор компании "Петрополь" Алена Милош. Она замечает, что, хотя южная часть района, напротив, располагает немалым количеством парков, садов, относительно неплохой транспортной сетью и сложившейся инфраструктурой, появление новостроек в этой локации тоже не носит массовый характер — проекты возводятся точечно, не обладают параметрами квартальной застройки.
"В Кировском районе есть привлекательные для жилищного строительства территории, включенные в программу реновации, — объясняет директор по продажам и продвижению "СПб Реновация" Ольга Захарова, — однако из–за отсутствия стартовых пятен пока работы там затруднены".

Небольшая доля

"Объем рынка Кировского района на начало июня 2017 года зафиксирован на уровне 105,9 тыс. м2, из которых в предложении находится около 30 тыс. м2, или 28% от объема рынка", — рассказывает руководитель КЦ "Петербургская недвижимость" Ольга Трошева.
В реализации на данный момент находятся квартиры в пяти жилых комплексах пяти компаний–девелоперов, все они относятся к сегменту масс–маркет.
Цены на квартиры в новостройках Кировского района варьируются от 86 тыс. до 115 тыс. рублей за 1 м2. По данным КЦ "Петербургская недвижимость", средняя цена квадратного метра (на май 2017 года) в новостройках района с начала года выросла на 1,7% и составляет 102,5 тыс. рублей, что на 5% ниже средней цены по обжитым районам.
По предварительным данным, за первое полугодие 2017 года на территории района было реализовано около 7 тыс. м2 жилья, что составляет менее 1% в структуре спроса по Петербургу. При этом, по мнению Алены Милош, спрос на жилье в этом районе на 85% представлен жителями самого района, чье население составляет более 330 тыс. человек.
"В целом можно сказать, что на квартиры в Кировском районе существует устойчивый спрос, — отмечает Ольга Захарова, — и новостройки, появляющиеся здесь, находят своего покупателя".

Преодолеть трудности

Поскольку качественного предложения новостроек в данной локации немного, особо актуально современное строительство комплексов комфорткласса с обязательной атрибутикой такого жилья. "Это наличие паркингов, закрытой благоустроенной территории, продуманных планировочных решений, качественной отделки мест общего пользования, современных инженерных решений в оборудовании домов", — поясняет Алена Милош. По мнению Николая Урусова, в Кировском районе оправданно строительство проектов комфорткласса, граничащих с экономом.
В перспективе в Кировском районе могут появиться достаточно крупные жилые комплексы. Один из путей — это высвобождение промзон. "Но такие проекты достаточно капиталоемки, и в текущей экономической ситуации застройщики не спешат ими заниматься, — отмечает Николай Урусов, — бизнес всегда идет по пути наименьшего сопротивления".
Ольга Трошева связывает перспективы жилищного строительства в районе с программой реновации застроенных территорий. Она называет такие проекты, как Milingof, "Автово", "Дачное" и "Ульянка" компании "СПб Реновация" и вторую очередь "Александринский ДПА" от компании "Воин–В". Также возможно строительство точечных объектов.
Несомненный импульс развитию жилищного строительства принес бы вынос грузового порта за пределы города. Это освободило бы значительное количество земель и открыло бы району выход к заливу. Но этот проект настолько масштабный, что возможен только при участии, в том числе финансовом, государства. Если это случится, то совсем в отдаленной перспективе. Опыт европейских городов — Хельсинки, Гамбурга — показывает, что такое в принципе возможно, так что рано или поздно, скорее всего, это произойдет и в Петербурге.