Новый кассовый путь

СПб. Кассовая реформа, стартовавшая 1 июля этого года, образовала сразу несколько рынков, общий объем которых оценивается почти в 90 млрд рублей.

Идет первый месяц обязательной работы онлайн–касс: с 1 июля этого года торговые точки страны по закону должны были перейти на кассы с подключением к Сети. У ИП на патенте и бизнесменов на ЕНВД есть время сделать это до 1 января 2018 года.
Кассовая реформа образует сразу несколько рынков: производство самих касс, фискальных накопителей и рынок передачи данных в Федеральную налоговую службу (ФНС). Объем первого эксперты оценивают в 70 млрд рублей, второго — примерно в 10 млрд рублей. А по расчету фирмы "Эвотор", к 2019 году, когда на интернет–кассы перейдут все обязанные это сделать, объем рынка передачи данных составит 9 млрд рублей.

Десятка на троих

Производить и продавать онлайн–кассы, по данным сайта ФНС, могут три компании — ООО "Рик", ООО "Прагматик" и ООО "НТЦ "Измеритель". По данным СПАРК, "Измеритель" принадлежит ООО "Штрих–групп", одному из лидеров рынка производства кассовой техники. Владелец "Прагматика" — предприниматель Максим Березовский. А ООО "Рик" принадлежит Елене Ионовой и через фирму "Защитаинфо" Сергею Литвинову. В Лондоне на прошлой неделе покончил с собой бизнесмен Владимир Щербаков, который, как заявлял депутат Госдумы Андрей Луговой, аффилирован с ООО "Рик". Он более 2 лет находился в розыске по делу о незаконном выводе средств из России.
Общий бывший гендиректор Анатолий Сурков связывает ООО "Рик" с ООО "Атлас–карт", которое в 2012 году получило контракт ФНС на проект системы контроля за денежными расчетами. Эта же фирма долгое время была монополистом по продаже ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защищенная). Технология ЭКЛЗ в середине 2000–х также внедрялась на рынок в обязательном порядке, и ФНС вела реестр производителей, технику которых можно закупать. Глава РАПКаТ Анатолий Востриков уверен, что ни дефицита, ни монополии на рынке нет: в начале весны в списке ФНС был только "Рик", но появление еще двух компаний решило проблему. "Производители накопителей обеспечили необходимое количество устройств к 1 июля 2017 года. А за счет появления новых игроков на рынке произошло снижение цен", — говорит Востриков.
Представитель Российской ассоциации производителей кассовой техники (РАПКаТ), в которую входит 40 компаний, Екатерина Попова рассказывает, что базовые модели касс с накопителем стоят от 18–20 тыс. рублей, а смарт–терминалы, похожие на мобильные гаджеты, — от 28 тыс. рублей. "В этом году онлайн–кассы установят 1,2 млн предпринимателей, в следующем — еще 2 млн. По предварительным оценкам, объем рынка кассового оборудования — $1 млрд", — говорит Екатерина Попова.

Кассы по–старому

В списке аккредитованных продавцов касс более 70 компаний. Директор по развитию Addreality Кирилл Абрамов считает, что расклад сил на рынке реформа не изменит. "Основные игроки рынка — это те же топ–5 компаний, которые занимали хорошие позиции и до изменений, — "АТОЛ", "Штрих–М", ККС, "Кристалл" и "Мерката", — рассказывает Кирилл Абрамов. — Но при этом лидерскую позицию "Штрих–М" уступил "АТОЛ", который быстрее подстроился под реалии рынка. Если говорить о зарубежных вендорах, на рынке они представлены только как производители аппаратного обеспечения — любая технология должна быть доработана по российскому закону, этим занимаются местные предприятия". Основатель компании "Эвотор" Андрей Романенко подытоживает: "Рынок кассовой техники не испытывает серьезных трудностей: накопители производят, реестр техники ФНС постоянно пополняется. Недавно Минфин обещал не штрафовать тех предпринимателей, у которых есть договор на поставку накопителя, хотя кассы на руках еще нет".