Планировки в жилье комфорт- и бизнес-класса становятся более функциональными

Автор фото: Ермохин Сергей

Сегодня в новостройках представлены как классические, так и европланировки, а также квартиры с нестандартными решениями. По мнению девелоперов, даже в одном объекте должно быть несколько вариантов, чтобы привлечь как можно больше покупателей.

Сегодня на рынке недвижимости Санкт-Петербурга можно выбрать подходящий вариант из самых различных планировок: от студий и многокомнатных квартир до квартир в формате евро или с нестандартными планировками, а именно с террасами, вторым светом, пентхаусы и другие варианты.
Преобладание того или иного формата в проекте зависит от разных факторов. Например, от класса жилья. "В жилых комплексах высокого класса вы никогда не встретите студий, — отмечает руководитель архитектурно-дизайнерской группы "Группы ЛСР" Оксана Андросова, — а в объектах комфорткласса вряд ли есть такие эксклюзивные форматы, как пентхаусы или двухуровневые квартиры, которые представлены в премиум-сегменте".
Важно и то, кто приобретает квартиру. Так, у молодых людей наибольшим спросом пользуются студии и однокомнатные квартиры, у семейных покупателей наиболее популярны просторные квартиры — двух-, трех- и четырехкомнатные.
Также в инвестиционных целях, например, приобретают чаще небольшие квартиры, а для постоянного семейного проживания — более крупные, с функциональной планировкой и дополнительными помещениями.

Евровариант

Сейчас основная борьба ведется между классической компоновкой квартиры с отдельной кухней и европланировкой, когда кухня объединяется с гостиной, но при этом уменьшается площадь спальных комнат. "Во втором случае акцент сделан именно на центральной части квартиры, который позволяет создать "ядро" жилья", — отмечает основатель проектного бюро Rumpu Евгений Богданов.
По словам Оксаны Андросовой, большая кухня-гостиная дает возможность комфортно обустроить место общения всех домочадцев, также визуально  расширяет пространство. Такие квартиры от "Группы ЛСР" сегодня можно купить в жилых комплексах "Шуваловский", "Калина-парк 2", CINEMA, "Цивилизация", "София", "Квартет" и доме в "Парусах".
В современных жилых комплексах практически всегда сочетаются классические и европланировки, вопрос только в пропорции. Как рассказывает Евгений Богданов, если несколько лет назад застройщики начинали с осторожных 10% с европланировками, то сегодня некоторые строительные компании предусматривают 90-100% квартир с такой компоновкой. В среднем по рынку соотношение привычных и евроквартир в одном доме составляет 50 на 50%.
Выбор между планировками зависит и от портрета потенциального покупателя, которому девелоперы стали уделять больше внимания. "Для семьи с ребенком наиболее подходящий вариант — стандартная двухкомнатная квартира с отдельно выделенной детской комнатой, — поясняет директор департамента жилой недвижимости Colliers International в Санкт-Петербурге Елизавета Конвей, — для пары, пока не имеющей детей, больше подойдет евродвушка с просторной гостиной".
Впрочем, Оксана Андросова отмечает, что сейчас квартиры с объединенным пространством кухни и гостиной востребованы практически всеми категориями покупателей, поэтому на протяжении нескольких лет "Группа ЛСР" строит дома с такими квартирами.
При этом говорить о том, что потребитель полностью готов отказаться от классических компоновок, не приходится. "Спрос на них есть, и, что удивительно, он вырос в кризисное время", — отмечает Евгений Богданов.

Функциональный подход

Конечно, потребности каждой категории покупателей индивидуальны. Тем не менее есть универсальные правила, которые помогут покупателям сделать правильный выбор. "Мы советуем обращать внимание на полезное пространство в квартире: чем его больше, тем эффективней считается планировка", — говорит Оксана Андросова. Как правило, площадь жилых и часто используемых помещений увеличивают за счет уменьшения прихожей или санузла. Но из любого правила бывают исключения. Например, утверждать, что большие коридоры съедают площадь жилых комнат, не всегда оправдано: грамотное использование пространства коридора может сделать его достаточно функциональным, увеличив при этом полезную площадь комнат, отмечает Оксана Андросова.
В целом планировки в домах комфорт- и бизнес-класса становятся более функциональными, считает Елизавета Конвей. В них все чаще встречаются дополнительные подсобные помещения, увеличилось количество мокрых зон (санузлов). В некоторых проектах глубина балконов стала больше, в связи с чем их часто приспосабливают под небольшие террасы для отдыха. А вот изменений высоты потолков не наблюдается, но растет спрос на расширенные оконные проемы, особое внимание уделяется свету. "Также наблюдается тенденция к максимальной эффективности планировок", — добавляет Елизавета Конвей, отмечая, что на рынке жилой недвижимости отмирают такие понятия, как "распашонки" и "гребенки". Данный тип решения планировок был вынужденным — в старом фонде периметр квартиры и несущие конструкции, большая глубина здания обязывала к таким планировкам. Теперь же девелоперы стараются придать своим проектам более качественные потребительские характеристики: одно и больше окон на помещение, расширенные оконные проемы. Пользуются спросом двусторонние квартиры, помещения правильной формы.
Сейчас в тренде функциональное использование жилого пространства. "Каждую квартиру мы делаем максимально продуманной, — рассказывает Оксана Андросова, — мы думаем о том, в какую сторону открывается дверь в комнату или квартиру, как оптимизировать вентиляционные блоки, чтобы они не мешали будущему жителю, как лучше всего поставить кровать или где выделить место под шкаф и многие другие детали". В некоторых квартирах предусмотрены отдельные помещения для хранения вещей, кладовые или гардеробные, что позволит по максимуму использовать жилое пространство. "Такие детали очень важны для покупателя, и для нас важно, чтобы каждый в том или ином нашем проекте нашел себе квартиру на свой вкус", — резюмирует она.  
В рамках одного жилого комплекса может быть представлено несколько десятков планировочных решений квартир каждого вида, которые продумываются еще на этапе разработки нового проекта. По словам Оксаны Андросовой, именно такое разнообразие привлекает внимание покупателей к объектам.