Суд признал, что "Трансстрой" не нарушал контракт на 12 млрд рублей при строительстве стадиона на Крестовском острове

Автор фото: Ваганов Антон

Апелляционный суд признал, что "Трансстрой" не нарушал условия контракта на строительство стадиона на Крестовском острове за 12,3 млрд рублей. При таких обстоятельствах взыскать с подрядчика многомиллиардные авансы чиновникам будет непросто.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Петербурга и Ленобласти выпустил постановление по итогам суда между АО "Трансстрой" и комитетом по строительству Петербурга. Ранее, 20 июня, была объявлена резолютивная часть этого постановления. Из нее следовало, что доказать незаконность расторжения контракта "Трансстрою" не удается и в апелляции. Также в отношении компании ввели процедуру наблюдения.
Однако из опубликованного текста постановления следует и то, что, по мнению суда, "Трансстрой" не нарушал условия контракта на 12,3 млрд рублей. В документе говорится, что расторжение контракта произошло по статье "Отказ заказчика от исполнения договора подряда" (ст. 717 ГК РФ). В таком случае по закону заказчик, то есть комитет по строительству, должен оплатить подрядчику все выполненные работы и возместить убытки, связанные с прекращением договора. "Трансстрой" требует от Смольного выплаты около 1 млрд рублей за выполненные работы.
Смольный, в свою очередь, пытается взыскать со структур "Трансстроя" 3,6 млрд рублей в качестве незакрытых авансов, пеней и выплат за дефектные работы. Для взыскания чиновникам необходимо, в частности, доказать, что подрядчик не выполнил работы и не соблюдал условия контракта. В данных условиях Смольному будет непросто сделать это.
Между тем именно за счет взыскания 3,6 млрд рублей чиновники планировали компенсировать дополнительное финансирование, которое выделялось из бюджета Петербурга на достройку стадиона.
Контракт на 12,3 млрд рублей, о котором идет речь, был разорван в июле 2016 года. По данным портала госзакупок, вся сумма была выплачена "Трансстрою". Это крупнейший из трех контрактов, по которым подрядчик трудился на стадионе. Также Смольный требует 3,6 млрд рублей с "Инжтрансстроя-СПб" и 1,7 млрд рублей с АО "Корпорация Трансстрой". Решения по этим двух судам пока не принято.
Интересы Смольного в суде представляет Pen&Paper. "Трансстрой" для защиты своих интересов в суде привлек одно из крупнейших в России адвокатских бюро — "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".
"Принятое постановление  устанавливает объективную картину произошедших событий. Суд обоснованно признал, что в действиях компании отсутствовали какие-либо нарушения контракта. Ответственность за вменяемые комитетом нарушения несли иные лица, включая сам комитет, который не обеспечивал установленный порядок проведения экспертизы проектной документации", — говорит Иван Смирнов, управляющий партнер петербургского офиса бюро.
Иван Смирнов также отметил, что квалификация отказа комитета от контракта по ст. 717 существенно расширяет возможности "Трансстроя" в дальнейшей защите своих интересов, в том числе при взыскании стоимости выполненных работ и понесенных убытков. Смольный, вероятно, будет оспаривать решение суда в кассации.
Структура "Трансстроя" — "Инжтрансстрой-СПб" выступал генеральным подрядчиком строительства стадиона для "Зенита" на Крестовском острове до конца июля 2016 года. В начале августа Смольный расторг контракт с компанией и привлек нового генподрядчика на достройку стадиона — компанию "Метрострой".