Главная задача — жить

Сегодня в России сложилась система благотворительных фондов, которые у спешно оказывают адресную помощь нуждающимся. Но, по мнению экспертов, этого уже недостаточно: нужно решать инфраструктурные вопросы, а для этого — развивать в стране социальное предпринимательство.

Первые благотворительные фонды в современной России создавались еще в начале 1990–х годов. Бурному появлению большого числа благотворительных организаций способствовало, с одной стороны, печальное состояние российского здравоохранения и соцслужб, а с другой — развитие международных отношений и формирование демократических институтов.
Со временем количество фондов перестало стихийно нарастать, выделились лидеры, которые сохраняют свои позиции на протяжении нескольких лет. И последние 5 лет это уже реально измеряемая отрасль, в развитии которой активно участвует государство, при этом в деятельности фондов так или иначе задействовано до 30% населения страны.

Реальные цифры

Оценить реальное количество благотворительных фондов стало возможно в 2012 году, когда Росстат выпустил отдельную форму для учета социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Тогда впервые появилась официальная статистика.
По данным за 2015 год (это наиболее свежие данные, за 2016–й статистики еще нет), в России зарегистрировано 140 тыс. СО НКО. Много это или мало? В абсолютных величинах вроде бы не мало, но, например, в России количество НКО на 10 тыс. населения в 5 раз меньше, чем в Канаде.
При этом, по подсчетам Росстата, большая часть российских СО НКО (около 60 тыс.) занимается научной и образовательной деятельностью, а НКО, занимающиеся благотворительностью и содействующие ей, представлены 26,7 тыс. организаций.
Достаточно много СО НКО — 48,6 тыс. — занимаются деятельностью в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни и содействия такой деятельности.
За официальными формулировками достаточно трудно оценить масштаб реальной работы. Специалисты говорят о том, что фондов, которые реально работают в публичной сфере, всего несколько сотен. И если развиваться консервативно, то, скорее всего, мы никогда не догоним Канаду, поэтому в социальной сфере, как и в экономике, России требуются нестандартные решения.
Здесь стоит отметить, что Канада — это страна, где сбалансированная и мощная система здравоохранения, но в ней работает наибольшее количество фондов. Дело в том, что главный принцип взаимодействия здесь — поиск не виновных, а способов сотрудничества и баланса государственных и рыночных механизмов и возможностей СО НКО.
Классифицировать фонды можно по разным признакам: по виду оказываемой помощи и ее респондентам, по объему собираемых средств, по размеру территории, на которой фонд работает, и т. п.
Так, существуют многопрофильные фонды, участвующие в различных проектах на всей территории РФ, а есть локальные, действующие в пределах одного региона или даже населенного пункта и нацеленные на оказание помощи конкретной группе населения.
Например, фонд "Свет" сейчас занимает свою нишу — помощь детям с онкологическими заболеваниями. К настоящему моменту свои средства для помощи детям доверили уже более 3 млн человек. Как рассказывает директор фонда Юлия Божина, в основном это адресная помощь и небольшие инфраструктурные проекты. Только адресной помощи было оказано на сумму более 200 млн рублей. Сейчас фонд готов, сохраняя адресную помощь детям, одновременно перейти к решению более масштабных и долгосрочных задач. Но для этого необходимо найти партнеров для реализации инновационных решений в сфере благотворительности.

Деньги от души

Британский благотворительный фонд CAF оценил объем адресной помощи от частных лиц в России в 2016 году в 143 млрд рублей.
По оценкам Росстата, на пожертвования частных лиц приходится примерно 14% в структуре доходов СО НКО. Наибольшую долю (37%) занимает выручка фондов и целевой капитал, 18% — пожертвования компаний, 8% — пожертвования других НКО, а 15% составляет помощь со стороны государства.
Общий объем помощи ежегодно растет на 5–6% и уже превысил 700 млрд рублей. При этом средняя сумма частных пожертвований в России, по данным CAF, в 2016 году составила 3856 рублей на человека в год. Для сравнения: в 2015–м она составляла 3300 рублей. Между тем, например, в Великобритании это — сумма одного месяца. "И это вопрос не столько благосостояния, — отмечает Юлия Божина, — это вопрос понимания, доверия и, главное, обмена".
Участие в благотворительности, сочувствие и сострадание — это важные способы социального общения, которые никак не зависят от качества государственной системы здравоохранения, а скорее имеют связь со стремлением человека к счастливой и сбалансированной жизни.
При этом следует отметить, что доверие к фондам в стране растет, сейчас уже более 65% россиян доверяют хотя бы одному фонду, а 28% наших сограждан участвуют в их работе так или иначе. Такие данные стали результатом проекта "Мониторинг гражданского общества", запущенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческим сектором ГУ ВШЭ.
Несмотря на то что объемы частных пожертвований растут, многие некоммерческие организации ощущают недостаток финансирования — и это характерно не только для России, это общемировая тенденция. Результатом этого является то, что некоммерческие организации (в частности, благотворительные фонды) заинтересованы в расширении источников финансирования и в первую очередь — в привлечении средств крупного бизнеса.
"Фонд с благодарностью принимает любую помощь, нам дорог каждый человек, который оказал содействие нашим подопечным, — рассказывает Юлия Божина, — и все–таки для нас значимо обращение крупного бизнеса".
В фонде "Свет" отмечают, что, когда донорами становятся крупные компании, это не только знак доверия с их стороны, но и новое направление для развития благотворительной деятельности, которое можно обозначить как социальное предпринимательство.

От частного к общему

Если говорить о деятельности фондов в целом, то сейчас они наиболее эффективно работают в сфере оказания адресной помощи. В первую очередь, это сбор средств на лечение конкретных пациентов, приобретение лекарств, в том числе наиболее современных или труднодоступных, поиск доноров, протезирование, поиск специалистов и организация лечения, участие в реабилитационных программах, в том числе за рубежом.
"Фонд может решать такие задачи достаточно быстро, выбирая самые лучшие средства для конкретного ребенка", — говорит Юлия Божина.
Однако помимо необходимости в адресной помощи постоянно возникают более сложные инфраструктурные задачи, начиная от оплаты работы специалистов, которых нет в штате клиники, до строительства и оборудования современных реабилитационных центров.
Также фонды помогают в оплате обучения специалистов, их участия в международных конференциях, что дает возможность обеспечить лечение и реабилитацию на самом высоком уровне.
Если речь идет о методах привлечения средств в благотворительный фонд, то наиболее распространенной формой взаимодействия является просьба выделить деньги, когда специалисты фонда обращаются к представителям государственной власти, частным компаниям или непосредственно к бизнесменам.
Но для решения более глобальных, инфраструктурных задач этого становится недостаточно, поскольку такой поток средств является непостоянным и в общем–то непредсказуемым. Поэтому, как рассказывает Юлия Божина, благотворительные фонды ищут другие формы взаимодействия, когда стираются границы между бизнесом и некоммерческими организациями и где извлечение прибыли является лишь составляющей общей ценности проекта.
Не случайно многие крупные компании в последнее время предпочитают говорить не о благотворительных пожертвованиях, а о социальных инвестициях, крупные холдинги создают собственные благотворительные фонды. Таким образом постепенно должна сформироваться новая форма деятельности — социальное предпринимательство как вид деятельности в социальной сфере, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями.
Основными драйверами развития социального предпринимательства являются государство и крупные компании. Это вовсе не означает, что адресная помощь оказывается не нужна: ее значимость по–прежнему сохраняется. Скорее речь идет о том, что только с помощью государства и крупных компаний можно находить инновационные решения для проблем, которые встают перед обществом в целом.
Фонды в данном случае выступают как партнеры, имеющие больше знаний о социальной сфере и способные предложить и реализовать инновационные подходы. Поэтому важно, чтобы идеологически произошло совпадение между компанией и фондом, чтобы обе стороны стремились к инновациям в социальной сфере.
"Здесь есть реальное окно возможностей для сотрудничества на новом уровне", — говорит Юлия Божина.
В итоге происходит восполнение пробелов в удовлетворении потребностей общества, возникших из–за того, что какая–то сфера деятельности оказалась недостаточно привлекательной в силу своей невысокой доходности для частного бизнеса или недостаточно эффективной при реализации через государство.
Сейчас пришло время для социального инвестирования. Социальные инвестиции — это сердце рынка. Это залог успешного развития страны, общества. Сочетание рыночных принципов и предпринимательского опыта для решения социальных вопросов — это вызов времени. Фонд обращается к предпринимателям и компаниям, чтобы создать новые формы партнерства для инновационных решений в сфере помощи детям, страдающим онкологическими заболеваниями. Во взаимодействии с бизнесом для нас важны не только финансовые возможности, но и ваш опыт и желание сотрудничать и создавать новые возможности помогать больным детям.
Юлия Божина
директор благотворительного фонда "Свет"