Автомобили поехали в гору

В мае в Петербурге и России авторынок показал рекордный рост продаж новых автомобилей — 14%. Это вдохновило дилеров, которые демонстрируют неудержимый оптимизм и строят смелые прогнозы по росту рынка в 2017 году на 10% к 2016–му.

По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", в мае в городе было продано 11 тыс. автомобилей, что на 14% больше мая 2016–го. Лучше динамика продаж по итогам месяца выглядела только в августе 2012 года, когда рост продаж новых машин составил 17% по сравнению с августом 2011–го.
Всего в январе–мае 2017 года в Петербурге было продано 49,2 тыс. автомобилей, что на 5% больше, чем годом ранее. Доля Северной столицы в общем объеме продаж новых машин в России в январе–мае составила 8,5%, это на 0,1% больше, чем в январе–мае год назад. По данным АЕБ, в целом по России продажи новых машин в мае выросли на 14,7% по сравнению с маем 2016 года и составили 125 тыс. машин. В 2017 году в январе–мае было продано 577,5 тыс. машин, что на 5,1% больше, чем в январе–мае 2016 года.
Впервые за долгое время отрицательную динамику продаж показал Hyundai, который в мае упал на 8%, до 1132 машин. Марка уже несколько лет является лидером продаж на петербургском рынке. Как поясняет гендиректор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин, в последнем квартале 2016 года каждый месяц продавалось более 1300 машин марки. "Высокая база и стала причиной нынешнего сокращения в мае. В Петербурге самым популярным автомобилем по–прежнему остается Hyundai Solaris, что позволяет бренду лидировать по общему показателю объема продаж", — говорит эксперт.

Факторы роста

Рост продаж дилеры объясняют несколькими факторами.
"Скорее всего, производители закрывали квартал и у всех автодилеров были перегружены склады. Они скидывали остатки, зная, что в летние месяцы будет традиционное сезонное падение продаж", — считает владелец Объединенной автомобильной корпорации Олег Барабанов.
Другие дилеры уверены, что серьезную роль играет эффект низкой базы (см. "Цифры"), а также говорят об эффекте отложенного спроса.
"Я считаю, что играет роль отложенный спрос. Люди долгое время не покупали автомобили, а сейчас идет стабилизация курса рубля, стало понятно, что машины не будут дешеветь. Все это происходит вкупе с улучшением экономической ситуации", — говорит Денис Иванов, управляющий директор ГК "Дакар".
Кроме того, значительную роль сыграла государственная поддержка автобизнеса, которая включает программы утилизации, льготного автокредитования и т. д.
"Сейчас многие бренды обновляют модельный ряд в борьбе за клиента", — говорит Сергей Дяченко, владелец дилерского центра "Де Вилль". Он отмечает, что оживление чувствуется в бюджетном сегменте, где 70% машин покупается в кредит. Также среди покупателей все больше начинающих водителей, окончивших автошколы: в 55% случаев речь идет о покупке первого в жизни автомобиля. "С роста продаж в этом сегменте, как показывает опыт предыдущих лет, и начинается рост авторынка после жесткого падения", — поясняет дилер.

Неудержимый оптимизм

Пик продаж в Петербурге пришелся на 2012 год: тогда дилеры продали 212 тыс. автомобилей. Затем шло постепенное падение, и в 2016 году было продано почти вдвое меньше — 119,5 тыс. машин. За 5 месяцев 2017 года единственным месяцем, когда рынок демонстрировал падение, был февраль: к февралю 2016 года продажи упали на 2%, до 8,9 тыс. машин.
Неудивительно, что теперь дилеры единодушно демонстрируют оптимизм. По мнению Олега Барабанова, рост рынка по итогам года ожидается на уровне 4–5%. Еще более смел в прогнозах Денис Иванов: он считает, что 2017 год авторынок города может закончить с плюсом 10% к 2016 году, а в 2018 году — добавить еще 5% к 2017 году. Сергей Дяченко осторожно полагает, что рост рынка составит 2–2,5%.
Наступление теплых дней, легкое улучшение условий кредитования, на какое–то время стабилизировавшийся рубль, отсутствие глобальных тревожных новостей слегка укрепило потребительский оптимизм. Вкупе с накопившимся огромным отложенным спросом и сезонностью (май всегда давал высокие продажи) показатели ощутимо выросли. Мне очень хотелось бы верить, что это долгосрочная тенденция. Однако выдыхать и надевать розовые очки автобизнесу однозначно рано. Положительная динамика продаж может сохраниться вплоть до сентября, а потом маятник может качнуться обратно. Цены на автомобили остаются слишком высокими, доходы слишком маленькими, а будущее экономики страны и личного бюджета большинства потребителей — неопределенным.
Евгений Пекарский
Автоэксперт