Чтобы увеличить объемы выпуска экскаваторов в России, компании Caterpillar придется вложить 300 млн рублей

Производитель дорожной техники Caterpillar увеличит производство экскаваторов в России. По оценкам экспертов, инвестиции в увеличение мощностей могут превысить 300 млн рублей. Проект реализуется на фоне роста продаж строительной техники в России.

Как сообщили в российском представительстве компании Caterpillar, на заводе в Тосно уже несколько лет ведется сборка двух моделей гусеничных экскаваторов: Cat 320D, который чаще всего применяется  для рытья котлованов, демонтажа железобетонных конструкций, а также Cat 336DL, который подходит для земляных и ландшафтных работ.
В ближайшее время Caterpillar планирует освоить производство еще двух моделей экскаваторов. От подробных комментариев в компании отказались. По данным участников рынка, речь может идти о сборке колесных экскаваторов, которые более удобны при работе на ровных повехностях, в отличие от гусеничных машин.  Реализация проекта ориентировочно начнется в 2018 году. Объем инвестиций в проект может составить около 300 млн рублей.
Американская компания Caterpillar производит дорожно-строительную технику, энергетическое и горнодобывающее оборудование. В России у предприятия действует производство кузовов для карьерных самосвалов в Новосибирске и сборочное производство в Тосно — ООО "Катерпиллар-Тосно". За I квартал 2017 года на заводе в Ленобласти произведено 15 экскаваторов, пять шасси для самосвалов и 1,5 тыс. деталей для дорожно-строительной техники. В настоящее время, по оценке специалистов, Catrepillar в среднем делает около 80-100 экскаваторов в год. Оборот ООО "Катерпиллар-Тосно" за 2015 год составил 2 млрд рублей.
Преимущественно компания экспортирует свою продукцию (более 50%) в страны Европы и Азии. Детали для техники поставляются на заводы корпорации в Европе. Как уже заявляли представители ООО "Катерпиллар-Тосно", экспорт продукции пока сокращаться не будет. Тем не менее эксперты считают, что рынок дорожно-строительной техники в России преодолел спад и американская корпорация сможет увеличивать продажи и внутри страны. Производство двух новых моделей экскаваторов позволит компании поменять заместить некоторые позиции по импорту своей продукции, считают аналитики.
Компания также будет экспортировать новые машины. "Иностранные производители удешевляют продукцию для рынков Европы и других стран за счет сборки и производства техники в России. Это позволяет компаниям предлагать свою продукцию на внешних рынках по более низкой цене", — говорит управляющий директор ООО "Донэкс" (производство экскаваторов) Арен Хачатрян.

Пошел в рост 

Рынок экскаваторов в России в 2016 году составил 1,8 тыс. машин, притом что на пике спроса емкость составляла более 7 тыс. машин. В том числе более 1 тыс. машин было импортировано, оценивает председатель комитета производителей дорожно-строительной техники и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Комов.
Он добавляет, что 90% экскаваторов было поставлено крупными международными компаниями (как импортировано, так и произведено на российских заводах корпораций). В России заводы по выпуску экскаваторов есть у компаний Caterpillar, Hitachi, Komatsu и Volvo. Российские компании в прошлом году произвели 131 экскаватор, что на 40 машин больше, чем в 2015 году. Это Ковровский экскаваторный завод, Саранский экскаваторный завод, "Тверской экскаватор", "Донэкс", Уралвагонзавод.
АЕБ отмечает, что в этом году рынок дорожно-строительной техники наконец преодолел четырехлетний кризис: продажи в I квартале выросли на 29%, рост обеспечили все виды машин. Эксперты прогнозируют, что по итогам 2017 года рост сохранится на этом же уровне.
Причинами падения спроса в предыдущие годы считаются общая ситуация в экономике, высокие процентные ставки по кредитам, утилизационный сбор на спецтехнику. Последний был введен в 2016 году. Он составляет от 450 тыс. до 6 млн рублей за одну машину, эти суммы выплачивают производители и поставщики техники.
Сдерживающими факторами отрасли являются недостаток инвестиций в строительные проекты со стороны государства, а также постоянно меняющиеся условия локализации. Из-за  непрозрачности механизмов регулирования отрасли производители, которые планировали инвестировать, вынуждены притормозить этот процесс, что в конечном счете негативно сказывается и на рынке спецтехники, говорит Сергей Харитонов, директор по развитию JCB в России (производство спецтехники).
Сейчас основными причинами роста сегмента дорожно-строительной техники стали стабилизация экономики и отложенный спрос. В среднем строительные компании обновляли парк своей техники более 7 лет назад, сейчас им требуются новые машины, считает Арен Хачатрян.

Импорт лидирует

При этом эксперты отмечают, что в ближайшие годы доля импортной строительно-дорожной техники не сократится. Российские производители пока не могут выпускать машины такого же качества, что и иностранные корпорации. Пока конкурентным преимуществом российских заводов является только более низкая цена на продукцию. Но и при этом компании, работающие на крупных инфраструктурных объектах, предпочитают покупать импортные машины, отмечает Арен Хачатрян. По его мнению, у российских производителей есть два варианта развития. Первый — это выпускать по лицензии машины иностранных производителей либо создавать совместные с иностранцами предприятия. Пока в России есть один пример подобного СП — ООО "РМ-Терекс". Его учредители — ОАО  "Русские машины" (входит в "Базэл" Олега Дерипаски) и американская машиностроительная компания Terex. СП действует с 2012 года на базе завода "Тверской экскаватор". В ООО "РМ-Терекс" отметили, что по итогам I квартала компания увеличила продажи грейдеров на 20%, экскаваторов — на 15%.
Перспективы развития рынка дорожно-строительной техники зависят от того, как будет мотивироваться производство этой отрасли в России. Сейчас производство не поддерживается: машины глобальных игроков, произведенные в России, приравниваются к импорту. То есть компании не получают никаких льгот и субсидий, утилизационный сбор не компенсируется, говорит Андрей Комов. Тем не менее, некоторые российские компании все же планируют расширение. Так, "Уралвагонзавод" планирует расширить линейку своей строительной техники  добавить к производству экскаваторов выпуск бульдозеров и тракторов.
А  чиновники заявляют о поддержке производства дорожно-строительной техники. Так, Минпромторг в этом году объявил, что запустил программу льготного лизинга строительно-дорожной, коммунальной техники и прицепов. Стоимость программы — 2,5 млрд рублей. По расчетам министерства, этой суммы хватит, чтобы простимулировать продажи более 5 тыс. единиц техники. Однако, считают эксперты, эффект программы будет не очень значительным, поскольку в сегменте экскаваторов под условия получения субсидий попадает меньше 10% новой техники, продаваемой в России.